Персоны кино:

Ясудзиро Одзу / Yasujiro Ozu

Искать торренты: Ясудзиро Одзу / Yasujiro Ozu








Краткая биография


Имя: Yasujiro Ozu
Дата рождения: 12 декабря, 1903 | стрелец
Место рождения: Токио, Япония
Дата смерти: 12 декабря, 1963 | 60 лет
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр:драма,комедия,короткометражный
Рост: 1.69 м



Биография


Родился в семье торговца удобрениями; родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Воспитывался в провинции. В школьные годы любил смотреть голливудские фильмы, особенно с участием Чаплина, Ллойда и Инграма. Некоторое время работал учителем в школе.

Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора при режиссёре Тадамото Окубе на киностудии «Сётику». Окуба стал учителем Одзу, оказав заметное влияние на его творчество, особенно на комедии. В 1926 г., отслужив год в армии, Одзу вернулся на «Сётику» уже как ассистент режиссёра. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927). В 1936 году одним из последних японских кинорежиссёров начал использовать звук. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах, в 1945 г. шесть месяцев провёл в британском лагере для военнопленных.

После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.

Ясудзиро Одзу вёл холостяцкий образ жизни в доме матери, иногда посещал дома терпимости, любил выпить с друзьями. Предпочитал работать с одними и теми же актёрами, такими как Тисю Рю и Сэцуко Хара. Умер в день своего 60-летия и похоронен в священном городе Камакура. На надгробье режиссёра начертан символ Му.

Характеристика творчества

Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают, картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму. Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности.

В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:
Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.
Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов.
Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций.

С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.

Признание

В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.

К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».

В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином». Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра».



Режиссер


1962 Вкус сайры / Sanma no aji
1961 Осень в семействе Кохаягава / Kohayagawa-ke no aki
1960 Поздняя осень / Akibiyori
1959 Плавучие травы / Ukikusa
1959 Доброе утро! / Ohayô
1958 Цветы Хиган / Higanbana
1957 Токийские сумерки / Tôkyô boshoku
1955 Ранняя весна / Sôshun
1953 Токийская повесть / Tôkyô monogatari
1952 Вкус зеленого чая после риса / Ochazuke no aji
1951 Пора созревания пшеницы / Bakushû
1950 Сестры Мунэката / Munekata kyôdai
1949 Поздняя весна / Banshun
1948 Курица на ветру / Kaze no naka no mendori
1947 Жизнеописание «некоего господина» из барака / Nagaya shinshiroku
1942 Был отец / Chichi ariki
1941 Брат и сестра Тода / Todake no kyodai
1937 Что забыла дама? / Shukujo wa nani o wasureta ka
1936 Танец льва / Kagamijishi (короткометражный)
1936 Единственный сын / Hitori musuko
1936 Университет - хорошее место / Daigaku yoitoko
1935 Токийская ночлежка / Tôkyô no yado
1934 Юная дева / Hakoiri musume
1934 Повесть о плавучей траве / Ukikusa monogatari
1934 Мать нужно любить / Haha wo kowazuya
1933 Преходящий соблазн / Dekigokoro
1933 Женщина-грабительница / Hijôsen no onna
1933 Женщина из Токио / Tôkyô no onna
1932 До нашей будущей встречи / Mata au hi made
1932 Куда делись мечты юности? / Seishun no yume imaizuko
1932 Родиться-то я родился, но... / Otona no miru ehon - Umarete wa mita keredo
1931 Весну приносит госпожа / Haru wa gofujin kara
1931 Токийский хор / Tôkyô no kôrasu
1931 Печаль красавицы / Bijin aishu
1931 Дама и Борода / Shukujo to hige
1930 Барышня / Ojosan
1930 Коснувшееся ног счастье / Ashi ni sawatta koun
1930 Мстительный дух Эроса / Erogami no onryô (короткометражный)
1930 Этой ночи жена / Sono yo no tsuma
1930 На экзамене-то я провалился... / Rakudai wa shitakeredo
1930 Шагай бодрее / Hogaraka ni ayume
1930 Вступление в школу брака / Kekkongaku nyûmon
1929 Сорванец / Tokkan kozô (короткометражный)
1929 Жизнь конторского служащего / Kaishain seikatsu
1929 Университет-то я окончил (короткометражный) ... / Daigaku wa detakeredo
1929 Друзья в конфликте / Wasei kenka tomodachi (короткометражный)
1929 Дни молодости / Gakusei romansu: Wakaki hi
1929 Гора сокровищ / Takara no yama
1928 Прекрасное тело / Nikutaibi
1928 Переселившиеся супруги / Hikkoshi fufu
1928 Тыква / Kabocha
1928 Потерянная жена / Nyobo funshitsu
1928 Сны молодых / Wakodo no yume
1927 Меч покаяния / Zange no yaiba



Сценарист


2003 Свадьба дочери / Musume no kekkon (ТВ) ... рассказ
1965 Репы и морковки / Daikon to ninjin ... рассказ
1962 Вкус сайры / Sanma no aji
1961 Осень в семействе Кохаягава / Kohayagawa-ke no aki
1960 Поздняя осень / Akibiyori
1959 Плавучие травы / Ukikusa
1959 Доброе утро! / Ohayô
1958 Цветы Хиган / Higanbana
1957 Токийские сумерки / Tôkyô boshoku
1955 Ранняя весна / Sôshun
1955 Tsuki wa noborinu
1953 Токийская повесть / Tôkyô monogatari
1952 Вкус зеленого чая после риса / Ochazuke no aji
1951 Пора созревания пшеницы / Bakushû
1950 Сестры Мунэката / Munekata kyôdai
1949 Поздняя весна / Banshun
1948 Курица на ветру / Kaze no naka no mendori
1947 Жизнеописание «некоего господина» из барака / Nagaya shinshiroku
1942 Был отец / Chichi ariki
1941 Брат и сестра Тода / Todake no kyodai
1937 Что забыла дама? / Shukujo wa nani o wasureta ka
1936 Единственный сын / Hitori musuko ... рассказ
1936 Университет - хорошее место / Daigaku yoitoko
1935 Токийская ночлежка / Tôkyô no yado ... рассказ
1934 Повесть о плавучей траве / Ukikusa monogatari ... рассказ
1934 Мать нужно любить / Haha wo kowazuya ... роман
1933 Преходящий соблазн / Dekigokoro ... идея
1933 Женщина-грабительница / Hijôsen no onna ... рассказ
1933 Женщина из Токио / Tôkyô no onna ... роман
1932 Родиться-то я родился, но... / Otona no miru ehon - Umarete wa mita keredo ... идея
1931 Весну приносит госпожа / Haru wa gofujin kara ... рассказ
1931 Печаль красавицы / Bijin aishu
1931 Дама и Борода / Shukujo to hige
1930 Барышня / Ojosan
1930 На экзамене-то я провалился... / Rakudai wa shitakeredo ... рассказ
1929 Жизнь конторского служащего / Kaishain seikatsu ... рассказ
1929 Дни молодости / Gakusei romansu: Wakaki hi
1929 Гора сокровищ / Takara no yama ... рассказ
1928 Прекрасное тело / Nikutaibi
1928 Тыква / Kabocha ... рассказ
1928 Сны молодых / Wakodo no yume
1927 Меч покаяния / Zange no yaiba ... рассказ



Награды и премии


Берлинский кинофестиваль, 1962 год
Номинации: Золотой Медведь («Осень в семействе Кохаягава»)

Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Джулиан Шнабель


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
kokorin1970, valmit2011, MMMNNNBBB
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK