Загрузка...

Именинники персон

Анна Муха


Именинники персон


Персоны кино:

Валентина Токарская

Искать торренты: Валентина Токарская








5

Краткая биография


Имя: Валентина Георгиевна Токарская
Дата рождения: 3 февраля, 1906 | водолей
Место рождения: Одесса, Россия (Украина)
Дата смерти: 30 сентября, 1996 | 90 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, дубляж
Жанр:комедия,криминал,мелодрама
Супруг: Алексей Каплер (развод)



Биография


Детство

Валентина Георгиевна Токарская родилась 3 февраля 1903 года в Одессе. Что такое актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она училась в Киеве в Фундуклеевской гимназии, основанной императрицей, которая иногда приезжала к своим воспитанникам, и девочка навсегда запомнила ее лицо: красивое, но "неживое" - оно было все покрыто специальной эмалью, из-за чего императрица даже улыбнуться не могла.

А в четырнадцать лет Валентина Токарская уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами. Ее мама никогда не работала. К тому времени Валентина училась в частной балетной школе. Впервые Токарская вышла на сцену в опере, в балетной массовке в малюсенькой роли. Девочка выбегала и... просто пробегала через сцену, но уже через несколько лет Валя Токарская станет солисткой балета.

Гражданская война

Во время гражданской войны Валентина Токарская с мамой меняли в деревни вещи, ведь в то время деревня была богатой, и там брали все, вплоть до рояля. Взамен давали муку, сало, пшено - тогда был настоящий голод, и всегда сосало под ложечкой. Юная Валентина еще умудрялась чуть-чуть подрабатывать в театре, где выступали куплетисты: одни из них пели за белых, другие - за красных. А так как власть каждый день в Киеве менялась - то белые придут, то красные, то зеленые, а то и поляки, - куплетистам постоянно приходилось прятаться.

Когда в Киев пришли немцы, Токарские уехали в Ташкент. Там Валентина Токарская довольно хорошо танцевала в опере. В Ташкенте же она вышла замуж за оперного певца - тенора. Он пел главные партии в «Пиковой даме», в «Паяцах».

Оперетта

После гражданской войны Токарская с мужем переехали в Москву. Они устроились играть в оперетке - ну совсем в маленькой труппке: действующие лица и рояль. И играла Токарская не героинь, не певиц, а так называемых субреток. Там-то она и задержалась, пристрастилась к оперетте. Так актриса ездила-ездила, а качество этих оперетт все повышалось и повышалось. Ее приглашали из одной труппы в другую и, в конце концов, она «допрыгалась» до большой, солидной оперетты с хором, оркестром, жалованьем и известным режиссером Джусто.

Во время выступлений в Баку Токарская вышла замуж вторично. У ее нового мужа была своя квартира, и мама «осела» в этой квартире - все-таки появилось уже что-то свое. Муж артистки на этот раз был каким-то хозяйственником, и его, в конце концов, арестовали, скорее всего за то, что он умел делать деньги. И вновь - дороги, дороги...

Мюзик-холл

Потом был Ленинград, из которого Валентина Токарская переехала в Москву. Она играла оперетты в Парке культуры, где ее и увидел режиссер мюзик-холла Волконский. Он посмотрел танец с веером и пригласил к себе. Актриса осталась в Московском мюзик-холле.

Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым культурным кассовым центром в столице, прибыль государству - бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко. Спектакли были феерическими. Знаменитые тридцать гёрлз под руководством Голейзовского! Веселые, озорные, поющие и танцующие артисты: Рина Зеленая, Мария Миронова и Александрова. А оркестром дирижировал Покрасс со своей огромной шевелюрой.

Всего в мюзик-холле было поставлено пять вещей. Это были самые счастливые годы Валентины Токарской: время шуток, веселья, розыгрышей, смеха! Она с Марией Мироновой были в центре театральной публики, их приглашали на все премьеры, просмотры, банкеты. Артистку окружали писатели, художники. Когда репетировали «Под куполом цирка», Валентина Токарская подружилась с авторами пьесы завсегдатаями театра Ильфом, Петровым и Катаевым, а затем с Олешей, Никулиным, Зощенко. Это была дивная компания, которая быстро ее приняла, потому что она была примадонной мюзик-холла и украшала компанию. Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре оперетты.

На спектаклях с участие артистки в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая слезы безразмерным платком. Прима мюзик-холла разъезжала по городу в собственном авто. Она была самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли мюзик-холл. Каждый день зал был битком набит! Полные сборы! А мюзик-холл все-таки закрыли: кричали, что это не советский театр.

Театр сатиры

Валентина Токарская, конечно же, не осталась без работы. Она получила приглашение в Театр сатиры. Театр сатиры - это комики, блестящие актеры: Хенкин, Корф, Поль, Курихин, Кара-Дмитриев, Лепко! Но это было не ее. Она стала драматической актрисой и это ей не очень нравилось. Актрисе требовался репертуар такой, как, например, у Людмилы Гурченко. Тогда ах как он ей нужен был! Но ведь ничего подобного нельзя было сделать, ничего!

И все равно Валентина Токарская много играла. Она вошла во все старые спектакли. Потом стала играть в «Слуге двух господ» Беатриче, в «Пигмалионе», в более легковесных комедиях Шкваркина - «Чужой ребенок», «Страшный суд», «Весенний смотр», в старинных водевилях.

Военные годы

В годы Великой Отечественной войны Валентина Токарская сначала поехала на фронт вместе с Рудиным, Корфом и Холодовым с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированной сцене на двух грузовиках.

В конце 1941 года бригада, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны.

Валентину Токарскую, по возвращению в Москву, в Театре сатиры приняли замечательно: «Слава Богу, вы вернулись! Что же вы пережили! Подождите работать - мы вас на курорт отправим, отдохнете». А на следующий день ее арестовали... А потом была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть - ставить заключенным клизмы. Приговорили к четырем годам - самый маленький срок. Все так и говорили - значит ни за что. Кормили только селедкой с хлебом - так почему-то было принято.

Воркутинский театр

А вскоре пришла заявка из Воркутинского театра. Именно этот театр и стал для актрисы шансом выжить, не погибнуть среди миллионов, умиравших от лагерных работ. В Воркутинском драмтеатре Валентина Токарская играла все главные роли, и сама ставила спектакли. Она играла Диану в "Собаке на сене", Елизавету в "Марии Стюарт", Софью Ковалевскую, в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Вас вызывает Таймыр". А еще она любила роль Ванды в оперетте "Розмари", из-за которой ее когда-то взяли в мюзик-холл. Были роскошные костюмы! А после премьеры в местных газетах выходили рецензии, но, правда, без фамилий: "Великолепно справилась с ролью актриса, исполняющая того-то..." Но Валентине Токарской нельзя было жаловаться: публика ее любила.

Там же она поставила сама две оперетты: "Баядеру" и "Одиннадцать неизвестных". За это начальство дало актрисе сухой паек: сахар, крупу, чай и кусок мяса.

После срока она так и осталась работать в Воркуте - в Москву-то ехать не разрешалось, да и тут ее уже знали. Она получила большую комнату в общежитии, получала жалованье. В отпуск можно было поехать куда угодно, она и ездила в Ессентуки, в Крым, в Прибалтику... А в 53-м умер Сталин. Теперь можно было ехать куда угодно и Токарская поехала прямо в Москву, в свой театр. Ее тут же оформили на работу.

Возвращение

Но главных или значительных ролей, честно сказать, у актрисы больше не было. В общем-то, не было ролей, которые актрису особенно радовали. Она репетировала в «Клопе», ее ввели в старые спектакли, она была героиней, а ей хотелось чего-то каскадного, как было когда-то в оперетте.

Она всегда играла так называемые отрицательные роли - иностранок, каких-либо красиво одетых дам. Сыграв Секлетинью в спектакле «По 206-й», актриса сама себе не поверила - какой был успех! Театральная критика сравнивала ее в этой роли с «великими старухами» Малого театра Рыжовой и Блюменталь-Тамариной. «Я очень люблю эту роль. Там можно и почудить, и характер есть у этой бабушки.» - вспоминала Валентина Токарская.

Актриса играла няньку, которая все в доме знает, все помнит и заканчивает все картины, в «Последних». Спектакль поставил Анатолий Папанов. Это была его единственная режиссерская работа. С ним было интересно работать.

Кино

Знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов искал героиню для своих «Марионеток» и «нашел» Валентину Токарскую. Она со своим партнером по оперетте сыграла ему сцену, исполнила танец с веером и спела песенку из оперетты «Розмари» по-английски, что очень понравилось требовательному Протазанову. Он же ставил заграничный фильм. Это первое. А второе, ему, наверное, просто надоело смотреть актрис. Он же пересмотрел их такое количество! И почему-то взял Токарскую, хотя она была совсем неопытной в кино. Актриса ничего не понимала в съемках, а там ведь все надо учитывать, где камера, где свет: тебе отведут маленькое местечко, и дальше не заходи. Наверное, в «Марионетках» актриса совсем неинтересно сыграла, так как легендарный Протазанов потом сказал актрисе: «Я с вами мало работал».

Но фильм все же имел успех! По всей Москве были развешаны афиши сатирической комедии «Марионетки» с портретом именно Токарской, несмотря на участие в фильме Кторова, Сергея Мартинсона, Климова, Радина, Михаила Жарова. С картиной актриса объездила весь Советский Союз, зарабатывала деньги. Тогда она много заработала. А потом сделали твердые ставки. Кто-то наверху все за всех решал и прием публики никого не волновал.

«Дело № 306»

В больших ролях актриса, действительно, снялась всего два раза. Это «Марионетки» и «Дело № 306». Валентину Токарскую вспомнили не все, ведь после «Марионеток» прошло двадцать лет и бывшая звезда, конечно же, изменилась.

Свою главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе «Дело №306» Валентина Токарская сыграла, вернувшись только что из заключения, и режиссер, видимо, решил, что она будет правдива в этой роли. Ее героиня - опасная шпионка, работавшая в аптеке как обыкновенная советская служащая под именем Марии Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха.

Очень интересная работа. У актрисы была большая сцена с Марком Бернесом и он перед съемкой подсказывал ей что и как можно лучше сделать. Они были приятелями. Тогда-то впервые с экрана прозвучали легендарные слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно.

«Пирамидон в порошках есть?... Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон «Лесная вода», - цитировалось повсюду и к месту и не к месту.

Актрису стали всюду узнавать. Особенно - на фоне слухов и сплетен о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных ролей. Похвалили только Валентину Токарскую.

Конкуренция

И на этом кинокарьера актрисы, можно сказать, и закончилась. Была, правда, еще роль в «Осенней истории». Но что это за роль... Так, бабушка и бабушка, ничего интересного. Да и трудно было начаться этой кинокарьере.... Тогда же ничего не разрешали! Три-четыре картины в год - это все, что имели артисты. А после «Марионеток» в жанре актрисы работал только Александров и снимал он, конечно же, только Любовь Орлову. Так что Валентине Токарской особенно не на что было надеется. А «девушек полей» она не умела играть. Актрисе нужна была какая-то эксцентрично-нахальная особа с шармом, такая женщина-вамп. Короче - артистка варьете! Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Да и на киноолимпе восходила звезда Любови Орловой. И только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло.

В последнее время Валентину Токарскую приглашали на съемки сразу три молодых кинорежиссера. В одном фильме она должна была сыграть старуху-убийцу из ХVI века. На съемки другого надо было ехать в Одессу, пришлось отказаться из-за дороги. Третий фильм - по Бредбери, «Вино из одуванчиков». И везде - главные роли. Но, к сожалению, вышло так, что на первой же съемке после восьми часов непрерывной работы у актрисы от перенапряжения лопнули глазные сосуды и она чуть не умерла. Так что все режиссеры перепугались: «Помрет старуха на площадке, потом за нее отвечай»...

А на съемках «Вина из одуванчиков» актриса попросила разрешения надеть очки - у нее опять было плохо с глазами. Ей не разрешили, и пришлось отказаться. Так что эпизод какой сыграть - пожалуйста, а главную роль...

Личная жизнь

В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее затем предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он появился очень поздно. И родственников не было. А главное, не было ролей.

Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой России. Сразу! Без заслуженной! В театре праздник. Валентина Георгиевна - в полном недоумении. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты.

Валентине Георгиевне была назначена знаменитая президентская пенсия, ее стали разрывать журналисты и администраторы телепередач, готовилась к печати книга «Театр ГУЛАГа», включающая статью артистки о жизни в плену и лагере. Московский Дом Ханжонкова вручил ей приз под названием «Неувядаемая», а российское дворянское общество вообще присвоило титул баронессы. У нее вновь возник интерес не то чтобы к жизни, нет, он у актрисы и так никогда не пропадал. Ей просто захотелось вновь жить красиво, талантливо.

Она подолгу задерживалась у витрин роскошных универмагов на Тверской, вызывая недоуменные взгляды избалованных продавщиц. Она могла позвонить своей подруге Ирине Михайловне и предложить поехать на «какую-то новую ярмарку в Коньково». И там она неутомимо шествовала по бесконечному ангару, примеряя каждую приглянувшуюся «шмотку» от соломенной шляпки до брюк, невзирая на нытье уставшей молодой подруги.

Роли!!!

Наконец, Валентине Токарской дали роль к юбилею Ольги Аросевой в спектакле «Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Роль! Впервые за почти десять лет! Режиссер Михаил Зонненштраль предложил Валентине Георгиевне роль страхового агента, переделанную с мужской на женскую. Она появлялась на сцене настоящим пугалом, вызывая восторженные аплодисменты зрителей и лишний раз доказывая, что не боится выглядеть смешной и нелепой.

Не прошло и года, как состоялась премьера другого спектакля «Священные чудовища» - бенефиса Веры Васильевой. Валентина Токарская появлялась в нем на мгновение, за полминуты до поклонов. И вновь та же история. Все газеты иронизируют, ругают, критикуют, и все в один голос заявляют, что смысл и шарм всей пьесы проясняется лишь за минуту до ее окончания, с появлением на сцене старейшей актрисы труппы.

Девяностолетие

Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на сцене Дома актера она пела и танцевала. Зал был переполнен. В проходах стояло с десяток телекамер. Море цветов. Заиграла музыка, молодежь театра запела песенку про Парагвай из «Марионеток», из-за занавеса вышла Валентина Георгиевна Токарская в белом платье от Вячеслава Зайцева, грациозная и женственная. Зал встал. Она рассказывала, пела и танцевала весь вечер. Такого девяностолетнего юбилея еще никто не видел. Михаил Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива.

Тогда актриса впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1996 года, Валентины Токарской не стало.



Фильмография


1994 Нам все еще смешно (ТВ) ... Нинон
1979 Осенняя история ... бабушка
1976 Эцитоны Бурчелли (ТВ) ... Елена Викентьевна
1974 Маленькие комедии большого дома (ТВ) ... Кира Платоновна
1967 Весна поёт ... Магдалина
1965 Срок истекает на рассвете
1963 Короткие истории
1962 Наследники Рабурдэна (ТВ) ... мaдaм Фикe
1962 Интервью у весны (ТВ) ... Зинаида Аристарховна
1960 Испытательный срок ... крупье в ресторане с казино "Калькутта"
1959 Обнажённая со скрипкой (ТВ) ... Анна Павликова
1956 Дело № 306 ... Марья Николаевна Карасева, провизор
1934 Марионетки ... Ми, певица



Озвучивание




Работы в театре


Московский академический театр Сатиры
«Интервью у весны»
«По 206-ой» ... СеклетИна
«Обнажённая со скрипкой» ... Анна Павликова
«Весна поёт» ... Магдалина
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» ... Марселина
«Маленькие комедии большого дома» ... пианистка ЖЭКа



Награды и премии


1994 Кавалер ордена "Дружбы народов"
1993 Народная артистка Российской Федерации



Ссылки


Расширенный поиск:

Поблагодарите нас, взамен, мы будем заливать еще больше раздач!


Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
valmit2011
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK