Персоны кино:

Валентина Караваева

Искать торренты: Валентина Караваева








Краткая биография


Имя: Валентина Ивановна Караваева
Дата рождения: 21 мая, 1921 | близнецы
Место рождения: Вышний Волочёк, Тверская губерния, Советская Россия (Тверская область, Россия)
Дата смерти: 25 декабря, 1997 | 76 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Дубляж, актриса
Жанр:драма,комедия,мелодрама
Супруг: Джордж Чапмен (развод)



Биография


Караваева Валентина Ивановна родилась 21 мая 1921 года в городе Вышний Волочёк, Тверской области. Настоящее имя — Алла, фамилия по мужу — Чапмен.

«Машенька»

В 40-е годы она блеснула в "Машеньке" - трогательном фронтовом фильме, который был для солдат (и их подруг в тылу) чем-то вроде симоновского заклинания: "Жди меня, и я вернусь". Караваева - студентка киношколы при "Мосфильме" - училась на курсе Райзмана. Когда Райзман проводил, как теперь говорят, "кастинг" актрис для участия в этом фильме, от звёздных имён кружилась голова. А отобрали её, никому не известную вздорную студентку. Она взяла режиссёра измором - первая проба была неудачной, но Валентина как будто знала, что Машенька останется главной и единственной ролью в её жизни. И когда Райзман, пересмотрев всех, так и остался неудовлетворён, она пришла снова и сыграла так, что он уже не сомневался.

После выхода фильма, в 1943 году вся съёмочная группа получила Сталинскую премию, и Караваева в 23 года стала самым молодым лауреатом. Талантливая, симпатичная, народная любимица, обласканная властью, - какие замечательные перспективы открывались перед ней! Режиссёры завалили её предложениями. Даже Райзман, который взял за правило никого из актёров не снимать дважды, пригласил её в свою следующую картину "Небо Москвы". Но нелепая, трагическая случайность сохранила традицию - режиссёр не снял и Караваеву.

Детство

Родом Валентина была из российской провинции, Вышнего Волочка. Любимый ребёнок в семье, она всегда отличалась своенравием. Родители назвали её Аллой, но в пять лет девочка настояла на официальном переименовании. Ей казалось, что "Алла" - неподходящее имя для кинозвезды. А в том, что она станет кинозвездой, Валя никогда не сомневалась. Родители полагали это блажью. Но, закончив семь классов, их дочь исчезла из дома, захватив один потрёпанный чемоданчик и оставив записку: "Еду в Москву, чтобы стать актрисой".

Киноактриса

И стала. Она выдержала вступительный экзамен в школу-студию при "Мосфильме", соврав, что закончила восьмилетку. Училась не просто хорошо, а исступлённо. Снялась в нескольких эпизодических ролях. Родители не слышали о ней ничего - гордость не позволяла Валентине писать до тех пор, пока она не прогремела на всю страну в "Машеньке". Да и потом она редко общалась с родственниками. Даже о её смерти в декабре 1997 года семья узнала из газет. В одну редакцию пришло тогда письмо от племянницы Караваевой. Она рассказывала, что жили они тяжело, бедно, но к знаменитой родственнице обращаться стеснялись. А когда узнали, что она умерла в одиночестве и бедности, не могли себе простить. Видимо, в семье Караваевых гордость - фамильная черта. В редких письмах родным Валентина выдумывала, что получила в наследство миллионы погибшего мужа.

Трагедия

В 1943 году по пути на съёмки того самого фильма Райзмана "Небо Москвы" Караваева попала в автокатастрофу - автомобиль столкнулся с трамваем. Водитель погиб, а Караваева оказалась в реанимации. Что она чувствовала, когда впервые, очнувшись, взяла в руки зеркало?! Её лицо изуродовано навсегда. И две пластические операции, сделанные впоследствии швейцарскими врачами, не смогли скрыть ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка. На этом фоне даже известие о том, что она никогда не сможет стать матерью, прошло для неё почти незамеченным.

Любовь

Правда, оставался театр. Ещё живы были в памяти её "прошлые заслуги". Караваеву поселили в гостинице "Москва", приняли на работу в один из столичных театров, приглашали на всевозможные приёмы в качестве почётного гостя. Тогда было модно "украшать" известными актёрами и режиссёрами дипломатические рауты в посольствах. На одном их таких приёмов она познакомилась с Джорджем Чапменом - атташе посольства Великобритании. Он был представителем одной из самых уважаемых и состоятельных семей Британии, но власти подозревали, что его дипломатическая должность является лишь прикрытием. Поэтому к их знакомству и развивающемуся роману пристально приглядывались не только в культурных кругах столицы.

В конце концов Караваевой дали разрешение на брак и эмиграцию. Она писала в правительство: "Я не востребована здесь как актриса. Я, лауреат Сталинской премии, могу сыграть ещё много ролей, если мне будет оказана медицинская помощь за границей. Я была и остаюсь советским человеком, верным коммунистической партии". В 1945 году Валентина Чапмен покинула Россию. Коллеги обвиняли её в корысти - дескать, променяла Родину на деньги и пластическую операцию. Но она любила Чапмена. Об этом говорит её письмо, сохранившееся в архиве: "Я встретила свою любовь и пойду за своей любовью далеко от этой земли".

Валентина быстро освоилась и в Британии, и в Швейцарии, где они жили с мужем. Вскоре она уже свободно говорила по-английски, много путешествовала и сроднилась с нравами английской аристократии. Рассказывают, что для своих горничных она была вздорной хозяйкой: могла устроить скандал, например, из-за того, что в ванну добавлена не та пена. Девушка из Страны Советов с удовольствием окунулась в мир модных туалетов, светских приёмов - потом рассказывала подруге, что на одном из раутов танцевала с самим Черчиллем. И всё же праздность вскоре ей наскучила: организовала театр при русской общине в Женеве, в котором была и режиссёром, и примой.

Дважды ей делали пластические операции. Но даже швейцарская медицина оказалась бессильна: шрам удалось немного замаскировать, зато онемела верхняя губа. И с окончательным вердиктом медиков закончилась семейная жизнь Караваевой - она стала рваться на Родину. Чапмен умолял её остаться, предлагал развод и хорошее содержание. Шел 1950 год, ещё был жив Сталин, и Чапмен, не понаслышке знакомый с политическим режимом Страны Советов, мог вообразить, что ждёт возвращенку в России. Но она стояла на своём. Полгода провела на ступенях советского посольства, умоляя разрешить ей вернуться. В конце концов ей дали разрешение. В обмен на килограмм исписанной бумаги с признаниями своих ошибок и преимуществ советского строя перед капиталистическим.

Возвращение

Как ни странно, Валентину встретили в России довольно приветливо, если можно так сказать о вызовах в КГБ, мрачнеющих при встрече лицах старых друзей и неформальных предложениях уехать куда-нибудь подальше. Но, по крайней мере, она была дома.

Год она провела в Вышнем Волочке. Работала в местном театре. Её племянница, тогда ещё ребёнок, вспоминает, с каким восхищением дети разглядывали платья и шляпки, модные журналы, нейлоновые чулки, духи и целых двадцать шуб, которые она привезла из-за границы. Конечно, в Вышневолоцком театре она блистала, но ей-то грезилось иное: Москва и постановка чеховской "Чайки".

Спустя год она вернулась в Москву. На свой страх и риск. Готовилась к репрессиям, и когда получила повестку-вызов в Министерство иностранных дел, пошла туда, связав в узелок сухари и смену одежды. Но вызвали её для того, чтобы ознакомить с письмом адвоката родителей мужа: Чапмен погиб в автокатастрофе в Альпах спустя два года после её возвращения в Россию, а его родители отказывали ей в наследстве. С лёгким сердцем она подписала отказ, добавив чиновнику министерства: "Если вы сможете отстоять эти деньги, отдайте их детским домам и больницам". Речь шла о гигантской даже по нынешним временам сумме, но она, счастливая, помахивая узелком.

Настоящего дома у неё не было. Она снимала углы в коммунальных квартирах, бомбардируя Фурцеву, тогдашнего министра культуры, просьбами об улучшении жилищных условий. На это ушло более десяти лет.

Работала Караваева в Театре Пушкина, Театре киноактёра. Она репетировала несколько спектаклей во втором составе, но, кажется, так никогда и не вышла на сцену. Её прямолинейный, экспансивный и неуживчивый характер стал ещё тяжелее после возвращения в Москву. Она понимала, что людям сложно общаться с ней, и замыкалась в себе. Возможно, именно поэтому у неё, талантливой актрисы, не сложилась театральная жизнь. Например, из-за конфликта с режиссёром её сняли с роли Нины Заречной в "Чайке", поставленной в Театре Моссовета Юрием Завадским ещё в 1945 году. Сыграла премьеру 8 мая, а в следующем спектакле уже играла другая актриса.

Забвение

Много лет она влачила в буквальном смысле слова нищенское существование. Иногда удавалось подработать на Киностудии им. Горького при дубляже фильмов. Рассказывают, что Караваева спорила и там. На сей раз с изображением, "играя" голосом так, как она сама считала нужным. Может быть, поэтому в последние годы жизни она лишилась и этой работы - на смену ветеранам пришли новые режиссёры, уже не помнившие былой славы Валентины Караваевой. Но голос её до последнего вздоха оставался тем же - чуть хрипловатым и бесконечно чарующим, каким он запечатлён в фильмах "Всё о Еве", "Красное и чёрное", "Моя бедная любимая мать", "Свидетель обвинения". Её голосом говорили Грета Гарбо, Лилиан Гиш, Бетт Дэвис и Марлен Дитрих.

Что-то ей платили в Театре киноактёра - из милосердия. Зарплату приносила на дом секретарша, сама Караваева за деньгами не шла - говорила: "Я ни в чём не нуждаюсь". Давно были проданы привезённые из Швейцарии шубы, дорогие и уже немодные платья... На улицу она выходила редко. Однажды её встретили на Старом Арбате. Караваева выглядела как многие интеллигентные старушки: всё вычищено, выглажено, но кажется, что одежда вот-вот рассыплется на ней от старости. А в волосах - красный бант.

И вот тогда, когда, казалось, всё в прошлом, в её жизни появился новый смысл. Режиссёры не приглашали сниматься - и она сама стала снимать кино. Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, потом проявляла плёнку, смотрела её на пришпиленном к стенке бумажном экране, разбирала свои ошибки и играла снова. Звук записывала на допотопный катушечный магнитофон. Устанавливала свет. Шила костюмы к любимым ролям - Анна Каренина, Кармен и, конечно, Нина Заречная. Для этой роли она сделала себе Чайку - птицу из проволоки, бумаги и перьев. Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет, и камера фиксировала, как она стареет: Заречная в пятьдесят, в шестьдесят, в семьдесят...

Ещё она писала дневник-повесть своей жизни, который назвала "Пути человеческие", писала и письма, которые забывала отправлять. Так, сохранилось в её архиве письмо к знаменитому итальянскому режиссёру Пьетро Джерми: у неё есть для него замечательная история. Не себя ли имела в виду?..

Она и умерла перед камерой

О её смерти могли бы долго не узнать, но в доме произошла водопроводная авария, и в ЖЭК обратились все жильцы, кроме этой странной женщины из квартиры на втором этаже. Кажется, никто и не знал, что она - в прошлом известная актриса. Никто, кроме ближайшей соседки, которая любила из-за стенки слушать великолепный караваевский голос, произносивший монологи из Чехова, Ибсена, Толстого. Эта же соседка и забила тревогу: голос из-за стенки не доносился уже несколько дней. Когда дверь взломали, то увидели, как в воде плавали листы бумаги, спутанная киноплёнка и безнадёжно испорченные костюмы... Гнетущее впечатление производила обтянутая чёрной тканью комната-павильон, импровизированная гримёрка на кухне, узкий продавленный топчан, служивший заодно и сценой, "моя ложа любви" - звала его Караваева.

Человек, которому дали квартиру после её смерти, предпочёл остаться жить в общежитии, но не вселяться в это жилище, внушавшее ему безотчётный ужас.

Хоронили её в начале января 1997 года. Скромные похороны организовала Гильдия актёров, а личные вещи и архив Караваевой попали в Музей кино и после были использованы при создании фильма о ней, названного "Я - чайка!.." Похоронена Валентина Караваева в Москве на Хованском кладбище, её могила заросла лопухами. К деревянному кресту криво прибита проржавевшая табличка с надписью: "Чапмен". От неё не осталось ничего, кроме фильма, в котором она сыграла свою последнюю роль уже после смерти. Но ничего другого ей и не было нужно.



Озвучивание


1981 Осиное гнездо / Le guepiot ... Джульетт Миллз - La superieure
1980 Как надуть адвоката / Jak napalit advokata
1980 Трансильванцы на Диком Западе / Pruncul, petrolul si Ardelenii
1980 Фантоцци против всех / Fantozzi contro tutti ... Милена Вукотич - Pina Fantozzi
1978 Осенняя соната / Hostsonaten ... Ингрид Бергман - Charlotte Andergast
1978 Смерть на Ниле / Death on the Nile ... Бетт Дэвис - Mrs. Van Schuyler
1974 Ответ знает только ветер / Die Antwort kennt nur der Wind ... Шарлотта Керр - Hilde Hellmann
1972 Игра в карты по-научному / Lo scopone scientifico ... Бетт Дэвис - The Millionairess
1968 Врач страховой кассы / Il medico della mutua ... Биче Валори - Amelia - la vedova
1967 Полуденный паром ... Ада Лундвер - парикмахер
1966 Из лучших побуждений / Press for Time ... Ноэль Дайсон - Mrs. Corcoran, (the lady mayor)
1966 Призрак замка Моррисвиль / Fantom Morrisvillu ... Квета Фиалова - Lady Clarence Hamilton
1965 Я вижу солнце ... Сесилия Такаишвили - Аквирине
1965 Гром небесный / Le tonnerre de Dieu ... Лилли Пальмер - Marie Brassac
1964 Поезд / The Train ... Сюзанн Флон - Mlle Villard
1964 Франсуаза или супружеская жизнь / Francoise ou La vie conjugale
1963 Соблазненная и покинутая / Sedotta e abbandonata ... Лина Лагалла - Francesca Ascalone
1962 Дьявол и десять заповедей / Le diable et les dix commandements ... Мишлин Прель - Micheline Allan, Жермен Кержан - La grand-mere
1962 Исполнитель обета / O Pagador de Promessas ... Норма Бенгелл - Marly, the Prostitute
1962 Затмение / L'eclisse ... Лилла Бриньоне - Vittoria's Mother
1960 Жизнь холостяка / Les arrivistes ... Мадлен Робинсон - Flore Brazier
1959 Цветок в пыли / Dhool Ka Phool ... Лила Читнис - Gangu Dai
1959 Неизвестная женщина / El murra el maghoula
1959 Генерал Делла Ровере / Il Generale della Rovere ... Джованна Ралли - Olga
1958 Призрачное счастье / Le miroir a deux faces ... Мишель Морган - Marie-Jose Vauzange-Tardivet
1957 Земляничная поляна / Smultronstallet ... Гуннель Брострём - Mrs. Alman
1957 Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution ... Марлен Дитрих - Christine Helm
1957 Человек с тысячью лиц / Man of a Thousand Faces ... Дороти Мэлоун - Cleva Creighton Chaney
1956 Жервеза / Gervaise ... Мария Шелл - Gervaise Macquart
1955 Смерть велосипедиста / Muerte de un ciclista ... Лючия Бозе - Maria Jose de Castro
1954 Красное и черное / Le rouge et le noir ... Даниель Дарьё - Mme de Renal
1952 Огни рампы / Limelight
1950 Всё о Еве / All About Eve ... Бетт Дэвис - Margo
1948 Моя бедная любимая мать / Pobre, mi madre querida ... Эмма Граматика
1945 Дети райка / Les enfants du paradis ... Арлетти - Garance



Фильмография


1966 Весёлые расплюевские дни
1964 Обыкновенное чудо ... Эмилия, придворная дама
1942 Машенька ... Машенька Степанова
1942 Боевой киносборник «Наши девушки» ... Тоня Павлова
1940 Суворов
1940 Закон жизни ... студентка
1940 Будни ... буфетчица
1939 Ночь в сентябре ... подруга Дуни



Награды и премии


1943 Сталинская премия II степени (за исполнение роли Маши Степановой в фильме «Машенька»)



Ссылки


Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Анна Повежа


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
Нет данных для показа
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK