Загрузка...

Именинники персон

Джон Ву


Именинники персон


Персоны кино:

Анджей Вайда / Andrzej Wajda

Искать торренты: Анджей Вайда / Andrzej Wajda








16

Краткая биография


Имя: Andrzej Wajda
Дата рождения: 6 марта, 1926 | рыбы
Место рождения: Сувалки, Польша
Дата смерти: 9 октября, 2016 | 90 лет
Место смерти: Польша
Карьера: Режиссер, сценарист, продюсер
Жанр:драма,документальный,военный
Супруга: Беата Тышкевич (развод, один ребенок), Кристина Захватович (один ребенок)



Биография


Анджей Вайда - польский режиссер театра и кино. Фильмы «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Пепел» (1965), «Земля обетованная» (1975), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Пан Тадеуш» (1999) и др.

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городке Сувалки на северо-востоке Польши. Его отец, Якуб, — офицер конной артиллерии, мать, Анеля, — школьная учительница. Позже отец получил назначение в Радом, городок поближе к Варшаве; под его командованием был 71-й пехотный полк. В сентябре 1939-го Якуб Вайда попал в плен Красной армии, вступившей в восточную Польшу, а потом был расстрелян.

К началу фашистской оккупации Анджей успел окончить семь классов средней школы. Во время войны он работал чертежником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских, помогал бродячему живописцу реставрировать фрески в костелах. Вайда принес присягу командирам подпольной Армии Крайовой, но в боевых действиях не участвовал.

После войны Анджей поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове, затем перешел в 1948 году в Лодзинскую школу киноискусства. Но живопись не бросил, продолжал участвовать в выставках.

В студенческие годы Вайда снял короткометражки «Когда ты спишь» и «Злой мальчик» (1950) по Чехову. Запомнился и документальный фильм «Илжецкая керамика» (1951). Кроме того, Вайда занимался теорией кино. Его статьи «Композиция образа в звуковых фильмах Эйзенштейна», «Об использовании традиций живописи в киноискусстве» открыли новые пути развития польского кинематографа.

По окончании киношколы Вайда работал ассистентом режиссера, а в январе 1955 года на экраны Польши вышел его полнометражный фильм «Поколение», рассказывающий о молодых героях антифашистского рабочего подполья.

Роман Полански, сыгравший в нем свою первую роль, вспоминает «Поколению» сильно досталось на первых просмотрах. Некоторые сцены пришлось переснять, чтобы усилить «идеологическую направленность», другие совсем вырезали, включая классную драку между Збигневым Цыбульским и мной. «Поколение», которое узнал и которым восхитился мир, было лишь тенью первоначального замысла режиссера».

Мировую славу Вайде принес фильм «Канал» (1957). Место действия — адское подземелье канализации, где ищет путь к своим отрезанная немцами горстка повстанцев-антифашистов. На Каннском кинофестивале «Канал» был удостоен «Серебряной пальмовой ветви». Французский документалист Вотье от имени участников французского Сопротивления преподнес Вайде нарукавную повязку бойцов маки — высшую награду борца против нацизма.

Следующий фильм Вайды «Пепел и алмаз» (1958) по одноименному роману Ежи Анджеевского давно стал классикой кинематографа. Польша. Май 1945 года. Участник антикоммунистического подполья Мацек (Цыбульский) убивает секретаря обкома. Пули патруля настигают и его самого. Кровь умирающего Мацека на белой простыне образует польский красно-белый флаг. Впечатляют и другие кинематографические образы фильма повисшее вверх ногами распятие в разрушенном храме, стопки с пылающим спиртом, превращающиеся в поминальные свечи.

«Сейчас я не знаю, правильно ли я сделал, что не уехал после «Пепла и алмаза» в Америку, — размышлял позже Вайда. — Может, у меня тогда просто смелости не хватило Но я всегда считал своей моральной обязанностью снимать фильмы в Польше, решать проблемы польской жизни, независимо от того, появятся эти фильмы в мире, нужны ли они кому-нибудь в Каннах или нет, мне это просто в голову не приходило».

Название еще одной антивоенной картины Вайды «Лётна» (1960) можно перевести как «Летучая». Речь идет не только о лошади с такой кличкой, но и польской коннице, с саблями наперевес идущей в атаку на немецкие танки. Так было не только в финале фильма. Так было в самой жизни.

На главную женскую роль в фильме «Самсон» (1961) Вайда пробовал двести девушек. В конце концов продюсер настоял «Играть будет Тышкевич!» Так Анджей познакомился со своей очередной женой — до этого он был женат дважды, но детей не имел. С Беатой Вайда оформил отношения лишь после рождения дочери Каролины.
«Пепел» (1965) — экранизация романа Стефана Жеромского, хронологически параллельного «Войне и миру» Льва Толстого. Герои фильма во имя Польши встают под наполеоновские знамена, они еще не знают, что вся их самоотверженность и воинская храбрость превратятся в пепел после европейского пожара.

Вайда и Тышкевич находились в Лондоне, когда узнали о трагической гибели их друга Збигнева Цибульского. «Тебе нужно снять картину и посвятить ему!» — сказала Беата. И он сделал фильм «Женский день» (1968). Но после того, как 8 марта в Варшавском университете прошли волнения и пострадали девушки-студентки, название ленты пришлось менять. Беата Тышкевич как раз начала писать книгу «Все на продажу». И предложила мужу «Бери... Это название принесет нам удачу». Фильм действительно имел успех. А вот Беата с Анджеем вскоре расстались.

Прочитав «Бесов» Достоевского, Вайда сразу захотел перенести роман на сцену. Для Старого театра в Кракове спектакль стал заметным событием, продержался в репертуаре пятнадцать лет. Режиссеру удалось воссоздать мрачную и тревожную атмосферу, соответствующую духу романа.
Достоевский не отпускал Вайду. «Вчитываясь в его романы, можно только изумляться тому, как много он знает о человеке, — говорит режиссер. — Я полагаю, каждый художник в меру своего таланта, который он получил от Господа Бога, должен стараться открыть душу человека. И Достоевский для меня — авторитет высочайший в этой области».

В то время он думал об экранизации «Идиота». Однако, узнав, что «Идиот» в планах Андрея Тарковского, Вайда отказывается от этой мысли и ставит вначале спектакль-эксперимент «27 репетиций «Идиота» Достоевского» и более традиционную постановку «Настасья Филипповна» (1977). Оба спектакля по Достоевскому имели международное признание, как и поставленный в 1984 году на сцене того же Старого театра в Кракове спектакль «Преступление и наказание».

В театре Вайда использовал кинематографические приемы «кадрирование» пространства (на площадке высвечивался небольшой участок), монтаж эпизодов, резкую стыковку разных по настроению фрагментов. Он ставил пьесы польских, английских, итальянских авторов на многих сценах Европы и Америки. В московском «Современнике» выпустил пьесу Д. Рэйба «Как брат брату», где играли Табаков, Гафт, Кваша...

Работу в театре Вайда успешно сочетал с постановкой фильмов. На экран выходят его «Пейзаж после битвы» (1970) по Т. Боровскому, телефильмы «Березняк» (1971) по Я. Ивашкевичу и «Пилат и другие — Фильм на Страстную Пятницу» (1971) по М. Булгакову. Нельзя не отметить киноверсию блестящей стихотворной «Свадьбы» (1973) Станислава Выснянского, поистине культовой пьесы поляков, которую Вайда в 1960-х ставил в Старом театре в Кракове.

Во второй половине 1970-х Вайда снимает фильмы антисоциалистической направленности «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981).
Сценарий «Человека из мрамора» был написан Александром Сцибор-Рыльским еще в 1962 году. Но только после всемирного триумфа «Земли обетованной» (1975) по роману Владислава Реймонта Вайде разрешили снять фильм о современности. «Человек из мрамора», представленный на Каннском фестивале вне конкурса, получил международное признание.

В картине «Человек из железа» (1981), удостоенной «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, Вайда прямо заявил о симпатиях к польской «Солидарности», членом которой являлся. Он шел своим путем. Умел разговаривать при любых режимах. Когда надо было — умел убеждать и переубеждать, иной раз — обманывать.
В этот период Вайда создает также камерную лирическую элегию «Барышни из Вилько» (1979) и ленту «Дирижер» (1979) по Я. Ивашкевичу.

В начале 1980-х польский режиссер переезжает в Париж, хотя никогда не был эмигрантом и не хотел им быть. Студия «Гомон» согласилась продюсировать фильм «Дантон» по пьесе О. Пшибышевской при условии, если в нем примет участие французский актер. Вайде удалось уговорить Жерара Депардье исполнить главную роль.
После «Дантона» он снимает «Любовь в Германии» (1983), «Хронику любовных происшествий» (1986), «Корчак» (1989), «Перстенек с орлом в короне» (1993), но большого успеха фильмы не имеют.

«Бесов» Вайда снял в 1987 году для французского продюсера. Роль Николая Ставрогина сыграл англичанин Ламберт Уилсон, роль старого Верховенского — египтянин Омар Шариф. Шаталова — поляк Ежи Радзивилович, «человек из мрамора». Вайда считает, что пошел на недопустимые уступки французским продюсерам «Я сделал фильм по этому роману, но неудачный. Думаю, что Достоевский — писатель театральный. На сцене можно дать много диалогов, чтобы раскрыть суть его персонажей. В кино же все укорочено, усечено».

В канун первых свободных выборов в Польше Лех Валенса решил, что «Солидарность» победит, если кандидаты от нее будут известными людьми. В 1989 году Вайда участвовал в выборах от родной области и одержал верх над генералом-коммунистом. «Самое важное — я участвовал в выработке постановлений, которые изменили польскую действительность. В тот момент, как мне казалось, это было важнее, чем делать спектакли и фильмы».

Фильмы Вайды, насыщенные острыми коллизиями, резкими сюжетными поворотами, страстями, действием, часто несут на себе печать трагизма. Канонада сопровождает фильм «Страстная неделя» (1996). Героиню, еврейку Ирену Лилиен, прячет от гестапо семья Малецких. Соглядатайство и шпионство хозяйки дома Петровской — олицетворение польского мещанства, глубинного антисемитизма. Пожалуй, еще никогда Вайда не клеймил ненавистные ему черты в своих соотечественниках с такой беспощадностью и знанием человеческой психологии. Героини фильма «Девочка Никто» (1996) — три пятнадцатилетние школьницы постсоциалистической Польши, с ее резким расслоением общества. «Девочкой Никто» окрестили Марысю дети богатых родителей. Когда на «Биеннале-97» Большое жюри объявило, что для юной актрисы Анны Вельгурской учрежден специальный приз за лучший актерский дебют, в зале раздались горячие аплодисменты.
В 1997-м Анджей Вайда был избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини.

Своим главным произведением режиссер считает картину «Пан Тадеуш» (1999) по одноименной поэме Адама Мицкевича. Это национальная эпопея, рассказывающая о Польше времен наполеоновских войн, — вершина польской литературы. Поражает массовый прокатный успех фильма — исторического, трудного, длинного, с обилием диалогов, да еще в стихах.

Анджей Вайда не любит, когда интересуются его личной жизнью. Интервьюеров отправляет к фильмам «Там все сказано». Свои мемуары он назвал «Кино и остальной мир».

С 1972 года он женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе. В их доме в Варшаве живут две собаки и четыре кошки. Все подкидыши и все беспородные. Дочь Каролина от брака с Беатой Тышкевич окончила биологический факультет, занимается бизнесом, иногда снимается в кино, ассистировала отцу на фильме «Пан Тадеуш».

В 2002 году Анджей Вайда получил почетный «Оскар» за выдающийся вклад в киноискусство. Его фильмы («Земля обетованная», «Барышни из Вилько» и «Человек из железа») трижды номинировались на эту престижную премию. Роберт Реме, президент американской Киноакадемии, заявил, что Вайда принадлежит Польше, но его фильмы — часть культурной сокровищницы всего человечества.



Знаете ли Вы, что


- Его дебютный фильм "Поколение" положил начало "польской школе кино".
- Был президентом Польской киноассоциации (1978-1983).
- В 1981-1989 состоял в независимом польском профсоюзе "Солидарность", возглавляемом Лехой Валенсой.
- В 1989-1991 был избран сенатором польской республики. В 1992-1994 состоял в Президентском совете по культуре. В 1994 году основал "Центр японского искусства и технологии" в Кракове, за что был награжден японской премией "Order of Rising Sun".
- Член жюри МКФ в Берлине в 2000 году.
- В 1999 году компания "Филипп Моррис" учредила ежегодный Международный киноприз имени Анджея Вайды.



Режиссер


2016 Powidoki
2013 Валенса / Walesa. Czlowiek z nadziei
2010 Снимай! Как любишь, так и снимай! / Kręć! Jak kochasz, to kręć! (ТВ)
2010 Makbet (ТВ)
2009 Аир / Tatarak
2007 Катынь / Katyń
2005 Солидарность, Солидарность... / Solidarnosc, solidarnosc
2002 Урок польского кино / Lekcja polskiego kina
2002 Месть / Zemsta
2002 Прерванное молчание (мини-сериал)
2001 Июньская ночь / Noc czerwcowa (ТВ)
2000 Приговор Франтишеку Клосу / Wyrok na Franciszka Klosa (ТВ)
1999 Кредит и дебет. Анджей Вайда о себе / Kredyt i debet. Andrzej Wajda o sobie
1999 Бигда идет! / Bigda idzie (ТВ)
1999 Пан Тадеуш / Pan Tadeusz
1996 Мисима / Mishima (ТВ)
1996 Анджей Вайда. Мои заметки об истории / Andrzej Wajda. Moje notatki z historii (сериал)
1996 Девочка Никто / Panna Nikt
1995 Страстная неделя / Wielki tydzien
1994 Настасья / Nastazja
1992 Перстенек с орлом в короне / Pierscionek z orlem w koronie
1992 Преступление и наказание / Schuld und Sühne (ТВ)
1991 Гамлет / Hamlet (ТВ)
1990 Корчак / Korczak
1988 Французы глазами... / Les Français vus par (мини-сериал)
1987 Преступление и наказание / Zbrodnia i kara (ТВ)
1987 Бесы / Les possédés
1985 Хроника любовных происшествий / Kronika wypadków milosnych
1983 Любовь в Германии / Eine Liebe in Deutschland
1982 Дантон / Danton
1981 Человек из железа / Czlowiek z zelaza
1980 С течением лет, с течением дней... / Z biegiem lat, z biegiem dni... (сериал)
1979 «Домашний покой пусть будет с Тобой (короткометражный) ...» / 'Pogoda domu niechaj bedzie z Toba...'
1979 Дирижер / Dyrygent
1979 Барышни из Вилько / Panny z Wilka
1978 Приглашение внутрь / Zaproszenie do wnetrza
1978 Без наркоза / Bez znieczulenia
1978 Ноябрьская ночь / Noc listopadowa (ТВ)
1977 Умерший класс / Umarla klasa (ТВ)
1976 Человек из мрамора / Czlowiek z marmuru
1976 Теневая полоса / Smuga cienia
1974 Земля обетованная / Ziemia obiecana
1972 Свадьба / Wesele
1971 Пилат и другие - Фильм на Страстную пятницу / Pilatus und andere - Ein Film für Karfreitag (ТВ)
1970 Березняк / Brzezina
1970 Пейзаж после битвы / Krajobraz po bitwie
1969 Макбет / Makbet (ТВ)
1969 Охота на мух / Polowanie na muchy
1968 Всё на продажу / Wszystko na sprzedaz
1967 Врата рая / Gates to Paradise
1967 Слоеный пирог / Przekladaniec (ТВ, короткометражный)
1965 Пепел / Popioly
1962 Чужая жена и муж под кроватью / Cudza żona i mąż pod łóżkiem (ТВ)
1962 Интервью с Балльмейером / Wywiad z Ballmeyerem (ТВ)
1962 Любовь в двадцать лет / L'amour à vingt ans
1961 Сибирская леди Макбет / Sibirska Ledi Magbet
1961 Самсон / Samson
1960 Невинные чародеи / Niewinni czarodzieje
1959 Лётна / Lotna
1958 Пепел и алмаз / Popiól i diament
1956 Канал / Kanał
1955 Иду к солнцу / Ide do slonca (короткометражный)
1954 Поколение / Pokolenie
1952 Когда ты спишь / Kiedy ty spisz (короткометражный)
1951 Злой мальчик / Zly chlopiec (короткометражный)
1951 Илжецкая керамика / Ceramika ilzecka (короткометражный)



Сценарист


2010 Снимай! Как любишь, так и снимай! / Kręć! Jak kochasz, to kręć! (ТВ)
2009 Аир / Tatarak
2007 Катынь / Katyń
2005 Солидарность, Солидарность... / Solidarnosc, solidarnosc
2002 Урок польского кино / Lekcja polskiego kina
2002 Месть / Zemsta
2000 Приговор Франтишеку Клосу / Wyrok na Franciszka Klosa (ТВ)
1999 Бигда идет! / Bigda idzie (ТВ) ... адаптация
1999 Пан Тадеуш / Pan Tadeusz
1995 Страстная неделя / Wielki tydzien
1994 Настасья / Nastazja
1992 Перстенек с орлом в короне / Pierscionek z orlem w koronie
1992 Преступление и наказание / Schuld und Sühne (ТВ)
1987 Преступление и наказание / Zbrodnia i kara (ТВ)
1987 Бесы / Les possédés
1985 Хроника любовных происшествий / Kronika wypadków milosnych
1983 Любовь в Германии / Eine Liebe in Deutschland
1982 Дантон / Danton
1978 Приглашение внутрь / Zaproszenie do wnetrza
1978 Без наркоза / Bez znieczulenia
1978 Ноябрьская ночь / Noc listopadowa (ТВ)
1977 Умерший класс / Umarla klasa (ТВ)
1976 Теневая полоса / Smuga cienia
1974 Земля обетованная / Ziemia obiecana
1971 Пилат и другие - Фильм на Страстную пятницу / Pilatus und andere - Ein Film für Karfreitag (ТВ)
1971 Первая любовь / Pierwsza milosc (ТВ, короткометражный)
1970 Березняк / Brzezina
1970 Пейзаж после битвы / Krajobraz po bitwie
1968 Всё на продажу / Wszystko na sprzedaz
1961 Самсон / Samson
1959 Лётна / Lotna
1958 Пепел и алмаз / Popiól i diament
1955 Иду к солнцу / Ide do slonca (короткометражный)
1953 Три повести / Trzy opowiesci
1952 Когда ты спишь / Kiedy ty spisz (короткометражный)
1951 Злой мальчик / Zly chlopiec (короткометражный)
1951 Илжецкая керамика / Ceramika ilzecka (короткометражный)



Продюсер




Награды и премии


Венецианский кинофестиваль, 2013 год
Победитель: Премия Persol

Берлинский кинофестиваль, 2009 год
Победитель: Приз Альфреда Бауэра («Аир»)
Номинации: Золотой Медведь («Аир»)

Европейская киноакадемия, 2009 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Аир»)

Оскар, 2008 год
Номинации: Лучший фильм года на иностранном языке («Катынь»)

Берлинский кинофестиваль, 2006 год
Победитель: Почетный Золотой Медведь

Оскар, 2000 год
Победитель: Почётный Оскар

Венецианский кинофестиваль, 1998 год
Победитель: Золотой лев за вклад в мировой кинематограф

Берлинский кинофестиваль, 1997 год
Номинации: Золотой Медведь («Девочка Никто»)

Берлинский кинофестиваль, 1996 год
Победитель: Серебряный Медведь
Номинации: Золотой Медведь («Страстная неделя»)

Берлинский кинофестиваль, 1988 год
Номинации: Золотой Медведь («Бесы»)

Британская академия, 1984 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Дантон»)

Сезар, 1983 год
Победитель: Лучший режиссер («Дантон»)
Номинации: Лучший фильм («Дантон»)

Оскар, 1982 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Человек из железа»)

Каннский кинофестиваль, 1981 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь («Человек из железа»); Приз экуменического (христианского) жюри («Человек из железа»)

Оскар, 1980 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Барышни из Вилько»)

Берлинский кинофестиваль, 1980 год
Номинации: Золотой Медведь («Дирижер»)

Сан-Себастьян, 1980 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Дирижер»); Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Дирижер»)

Каннский кинофестиваль, 1979 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри («Без наркоза»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Без наркоза»)

Каннский кинофестиваль, 1978 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Человек из мрамора»)

Оскар, 1976 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Земля обетованная»)

ММКФ, 1975 год
Победитель: Золотой приз («Земля обетованная»)

Сан-Себастьян, 1973 год
Победитель: Серебряная раковина («Свадьба»)

ММКФ, 1971 год
Победитель: Золотой приз («Березняк»)

Каннский кинофестиваль, 1970 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Пейзаж после битвы»)

Каннский кинофестиваль, 1969 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Охота на мух»)

Берлинский кинофестиваль, 1968 год
Номинации: Золотой Медведь («Врата рая»)

Каннский кинофестиваль, 1966 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Пепел»)

Берлинский кинофестиваль, 1962 год
Номинации: Золотой Медведь («Любовь в двадцать лет»)

Венецианский кинофестиваль, 1961 год
Номинации: Золотой лев («Самсон»)

Британская академия, 1960 год
Номинации: Лучший фильм («Пепел и алмаз»)

Венецианский кинофестиваль, 1959 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Пепел и алмаз»)

Каннский кинофестиваль, 1957 год
Победитель: Особый приз жюри («Канал»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Канал»)



Ссылки


Расширенный поиск:

Поблагодарите нас, взамен, мы будем заливать еще больше раздач!


Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Случайная персона

Вуд Харрис


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
Нет данных для показа
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK