Персоны кино:

Юлия Солнцева

Искать торренты: Юлия Солнцева














Краткая биография


Имя: Юлия Ипполитовна Пересветова
Псевдоним: Юлия Ипполитовна Солнцева
Дата рождения: 7 августа, 1901 | лев
Место рождения: Москва, Российская Империя (Россия)
Дата смерти: 29 октября, 1989 | 88 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Режиссер, актриса, сценарист
Жанр:драма,документальный фэнтези
Супруг: Александр Довженко (умер)



Биография


Юлия Ипполитовна Солнцева (7 августа 1901 г. - 29 октября 1989 г.; настоящая фамилия — Пересветова) - советский кинорежиссёр и сценарист, популярная актриса кино, жена легендарного режиссёра и сценариста Александра Довженко : «В Одессе произошел поворот в моей жизни: там я стал кинематографистом, там я нашел свое призвание, там я встретил Солнцеву, которая стала моей женой». Они прожили вместе 28 лет, до его безвременной кончины в ноябре 1956 года.

Ю. И. Пересветова родилась 25 июля (7 августа по новому стилю) 1901 года в Москве.
Училась на историко-филологическом факультете Московского университета.
В 1922 году окончила Государственный институт музыкальной драмы. Была женой и ассистентом А. П. Довженко.
В 1923-1929 гг. — актриса к/с «Межрабпом-Русь», Одесской к/с.
В 1929-1946 гг. — ассистент режиссера ВУФКУ, «Мосфильм» и Киевской к/с.
В 1946 г. — режиссер к/с «Мосфильм».

С 1929 года — ассистент режиссера ВУФКУ, «Мосфильм» и Киевской киностудий.
С 1946 года — режиссер киностудии «Мосфильм».

Ю. И. Солнцева умерла 29 октября 1989 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Ранние годы

Родилась 7 августа 1901 года в Москве в семье Ипполита Пересветова и Валентины Тимохиной. События 1905 года разрушили в один миг благополучие семьи. Погиб в катастрофе на сахарном заводе отец. Не выдержав потрясений умерла мама. 5-летняя Юля осталась на попечении бабушки и дедушки. Переехали в Петербург, куда перевели дедушку. С бабушкой шили женскую одежду на продажу. Это давало возможность Юле учиться в гимназии. Здесь увлеклась театром, начала играть в самодеятельной студии. Вскоре на нее обратил внимание один кинорежиссер, и она исполнила в его фильме небольшую роль служанки. На первый гонорар смогла купить только буханку хлеба.

Училась на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1922 году окончила Московский институт музыкальной драмы.

Карьера

Свой почти 70-летний путь в искусстве Юлия Солнцева начинала совсем юной актрисой Московского Камерного театра. А ее начальной ролью в кино была загадочная Аэлита в одноименном фильме Якова Протазанова, покорившая зрителей своей грацией и красотой, мужеством и властностью. Это был первый советский фильм возвратившегося из эмиграции режиссера.

Прекрасную инопланетянку должна была играть Елена Гоголева. Но Протазанов, посмотрев пробы, сразу оценил экзотическую красоту Юлии: правильные черты лица, огромные черные глаза, чарующая улыбка, фигура античной богини.
Самая известная роль, как ни парадоксально, оказалась и самой ее нелюбимой. Каждый раз, когда Солнцеву расспрашивали об этой работе, она отделывалась парой стандартных фраз: считала, что Аэлита получилась у нее «неживой», неубедительной. Но зрители, штурмующие билетные кассы, были другого мнения.

После шумного успеха «Аэлиты» Ф. Оцеп и А. Файко написали сценарий специально для Солнцевой - «Папиросница от Моссельпрома». Вот эту роль актриса очень любила: все переживания смешной лоточницы Зины, торгующей на улицах сигаретами и мечтающей стать кинозвездой, казались Юлии такими знакомыми! После один за другим последовали фильмы с ее участием: «Леон Кутюрье» (Белла), «Глаза, которые видели» (Роза), «Буря» (Катя), «Две женщины» (Крекшина), «Джимми Хиггинс» (Эллен).

Её наперебой приглашали сниматься, и не только советские режиссеры. Но от заманчивых предложений американских кинематографистов Солнцева отказывалась наотрез. Жила она по-прежнему замкнуто, хотя в ее круг входили интереснейшие люди того времени. Ей посвящали стихи Николай Асеев и Алексей Крученых. Она была знакома с Брюсовым, Бальмонтом, Андреем Белым. Довольно часто встречалась с Маяковским. Все окружение Маяковского знало о нежном, бережном отношении Володи к «Юлечке Ипполитовне» - так он называл ее.

Муза Довженко

Затем, изрядно и бесплодно помыкавшись в кино 1920-х гг., Солнцева встретила Александра Довженко и связала с ним свою судьбу. Встреча с Довженко на съемках фильма «Буря» изменила судьбу молодой актрисы. Вскоре она стала его женой и соратником. Последовало искреннее увлечение многотрудным и сложным искусством кинорежиссуры. В фильме «Земля» Солнцева «снялась у мужа» в маленькой роли дочери Опанаса. В ее практике это был случай единственный. И последний. Прославленная актриса в 30 лет окончательно покинула экран, чтобы вместе с Александром Петровичем Довженко, учась у него и помогая ему, искать новые пути в искусстве кинематографического отображения жизни.

Перестала сниматься (последний раз появилась на экране в эпизоде, который стал эмблемой фильма: прекрасной украинской девушкой в вышиванке возле подсолнуха). Вместо того, чтобы быть звездой (к чему располагали и внешность, и талант, и темперамент), — работала помощником режиссера, делала рутинную работу, деля с мужем и славу, и бесславие (слова любви и признательности в дневниках, не предназначенных для чужого глаза, как раз относятся к самым трагическим для Довженко временам 1945—1946 гг.). Она стала сначала ассистентом режиссера, затем сорежиссером и, наконец, режиссером-постановщиком художественных фильмов. Открытой и громкой славе киноактрисы она предпочла профессию творца художественных ценностей важнейшего из искусств, положение мастера, имя которого можно встретить в титрах фильма, но которого редко кто из кинозрителей знает в лицо.

Самостоятельная карьера

После его смерти приняла на себя новую и главную свою роль — для советского кинематографа стала «Довженко сегодня». Задачу свою видела в том, чтобы завершить и осуществить неосуществленные и незавершенные замыслы мужа. Первый такой опыт — «Поэма о море» (Довженко умер перед самым началом съемок). Несмотря на то, что ее собственный режиссерский послужной список к тому времени состоял лишь из фильма-спектакля «Егор Булычов и другие» и маленького короткометражного фельетона, работа была успешно завершена, и Довженко (посмертно) получил за сценарий Ленинскую премию.

Дальше последовали «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна» — и тот и другой фильм (отчасти благодаря имени классика, отчасти из-за широкого формата, который был внове) удостоились восторженных отзывов критики, им рукоплескали в Канне. Воплощение же еще одного незавершенного гениального замысла Довженко — «Гибель богов» — прошло практически незамеченным.
В те же годы в издательстве «Искусство» выходит в свет подготовленное ею собрание сочинений А. П. Довженко.

Когда в 1970-е гг. Довженко был канонизирован в статусе патриарха великого советского кинематографа и перестал быть актуальной фигурой, она еще сделала пару фильмов по оригинальным сценариям — о них опять же деликатно помалкивали. Превратившись, как и ее муж, в реликт безвозвратно ушедшей эпохи, Солнцева продолжала жить в их громадной квартире в «сталинском» доме на Кутузовском проспекте. Основным содержанием жизни стал архив мужа — объект неустанной заботы, предмет непрекращающихся интриг и торгов.

Ушла из жизни 29 октября 1989 года в Москве.



Режиссер


1979 Мир в трех измерениях
1974 Такие высокие горы
1969 Золотые ворота
1967 Незабываемое
1964 Зачарованная Десна
1960 Повесть пламенных лет
1958 Поэма о море
1954 Ревизоры поневоле
1953 Егор Булычов и другие
1945 Победа на Правобережной Украине (документальный)
1943 Битва за нашу Советскую Украину (документальный)
1940 Освобождение (документальный)
1939 Буковина, земля Украинская



Фильмография


1930 Земля ... сестра Василия
1928 Глаза, которые видели ... Роза
1924 Папиросница от Моссельпрома ... Зина Весенина, папиросница
1924 Аэлита ... королева Аэлита



Сценарист


1969 Золотые ворота
1967 Незабываемое



Награды и премии


1981 Народная артистка СССР
1975 Медаль «Золотой лев Св. Марка» (за участие в создании книги «Земля» по фильму А. Довженко)
1972 Золотая медаль им. Довженко
1965 МКФ в Сан-Себастьяне, Спец. диплом жюри «За художественные и технические достоинства фильма» («Зачарованная Десна»)
1964 Народная артистка РСФСР
1962 МКФ в Лондоне, Почётный диплом («Поэма о море»)

Каннский кинофестиваль, 1961 год
Победитель: Лучший режиссер («Повесть пламенных лет»)
Победитель: Технический гран-при - специальный приз («Повесть пламенных лет»)
Номинация: Золотая пальмовая ветвь («Повесть пламенных лет»)

1959 ВКФ, Особый Почетный диплом («Поэма о море«)
1949 Лауреат Сталинской премии второй степени («Мичурин»)



Ссылки


Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Дарья Баранова


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
Нет данных для показа
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK