Именинники персон

Рей Дон Чон


Именинники персон

Персоны кино:

Евгений Урбанский

Искать торренты: Евгений Урбанский

Краткая биография


Имя: Евгений Яковлевич Урбанский
Дата рождения: 27 февраля, 1932 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 5 ноября, 1965 | 33 года
Место смерти: Бухара, СССР (Узбекистан)
Карьера: Актер
Жанр:драма,боевик,приключения
Супруга: Ольга Урбанская (развод, один ребенок), Татьяна Лаврова (развод), Дзидра Ритенберга (вдова, один ребенок)



Биография


Урбанский Евгений Яковлевич родился 27 февраля 1932 года.

В 1957 году окончил школу-студию при МХАТ (курс В.Топоркова).
С 1957 — актер Московского драматического театра им. К.С.Станиславского. Погиб на съемках фильма "Директор".
Заслуженный артист РСФСР (1962).

Ушел из жизни - 5 ноября 1965 года.

Детство. Учёба

Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Его отец - Яков Самойлович Урбанский - был видным партийным работником, которого в середине 30-х направили в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б). Однако на этом посту тот проработал недолго: в 1937 году его арестовали как "врага народа" и отправили в лагерь под Воркутой. Его жену - Полину Филипповну - с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году его отцу снизили срок и определили рабочим на шахту в Инте Коми АССР. После этого его семья в полном составе переехала к нему.

Десятый класс Урбанский заканчивал в средней школе города Инты. Учился хорошо. Помимо учебы увлекался акробатикой и показывал неплохие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, наш герой прекрасно читал стихи и часто выступал с ними на различных торжественных мероприятиях. Особенно удавались ему стихи В. Маяковского. Однако большого желания посвятить себя драматическому искусству у Урбанского тогда не было.
Именно поэтому в 1950 году он сначала поступил в Московский дорожный институт, затем оттуда перевелся в горный. Именно в последнем творческие устремления Урбанского внезапно нашли себе достойное применение - он стал активным участником художественной самодеятельности, впервые задумался об актерской карьере. В конце концов эти мысли привели его в Школу-студию МХАТа на прослушивание. Несмотря на волнение, которое Урбанский тогда испытывал, был он настолько убедителен и азартен, что педагоги, слушавшие его, оказались им очарованы. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" - посоветовали ему тогда. Он так и сделал.
В 1952 году он явился на экзамены в ту же Школу-студию, прекрасно прочитал несколько стихотворений В. Маяковского (его любимым произведением было "Во весь голос") и был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.
По словам очевидцев, первые два года учебы в студии талант Урбанского был почти не заметен. Лишь на третьем курсе он "ожил", стал намного смелее и ярче. Его однокурсник Олег Табаков вспоминал: "Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый". (В то время Урбанский почти год ходил в студию в горняцком кителе, который он получил, еще будучи студентом горного института.)

Первая роль в кино

Узнав в 1956 году, что на "Мосфильме" режиссер Юлий Райзман приступил к съемкам фильма "Коммунист", он явился на киностудию и предложил себя на главную роль. В тот же день сделали его фотопробы, которые не всем понравились. Однако режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, решил рискнуть с никому не известным студентом. Так Урбанский получил роль коммуниста Василия Губанова.
Фильм "Коммунист" вышел на экраны в 1957 году и был тепло принят публикой. На фестивалях в Венеции (1958) и Киеве картина получила главные призы. Кроме этого, в 1959 году "Коммунист" был назван в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала "Советский экран".

Театр имени Станиславского

В год, когда фильм "Коммунист" вышел на широкий экран, Урбанский закончил Школу-студию МХАТа. Его мечтой всегда была прославленная сцена Художественного театра, однако туда его не взяли. Наш герой стоял на распутье, когда актер Театра имени Станиславского Евгений Шутов, с которым он познакомился на съемках "Коммуниста", предложил: "Давай поступай к нам в театр!" Уговаривать Урбанского не пришлось.
Первой ролью Урбанского на сцене Театра имени Станиславского был Ричард в пьесе Б. Шоу "Ученик дьявола". И так уж вышло, что в день премьеры "Коммуниста" Урбанский играл свой первый спектакль на театральной сцене.

С успехом фильма "Коммунист" к молодому актеру пришла всесоюзная слава. Люди стали узнавать его на улице, просить автографы. Многие режиссеры бросились предлагать ему роли в своих новых картинах. Однако Урбанский не торопился принимать их предложения. В течение двух лет Урбанский набирался актерского опыта на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей. И только в середине 1958 года он наконец вспомнил о кино.

Любовь

Между тем вскоре после съемок фильма « Баллада о солдате» в судьбе Урбанского произошло важное событие - он встретил женщину, которая вскоре стала его женой. Незадолго до этой встречи у него был брак с Татьяной Лавровой , который закончился разрывом.

Новую любовь Урбанского звали Дзидра Ритенберг . В ту пору ей было 30 лет (она старше Евгения на 4 года), она была уроженкой латышского города Лиепаи и уже год как была известна широкому кругу знатоков кино. Слава пришла к ней в 1957 году, после того как она сыграла роль горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей был присужден кубок Вольпи.
С Урбанским Ритенберг познакомилась совершенно случайно - во время кинопраздника в Москве в 1960 году. Дзидра приехала из Риги вместе с подругой - актрисой Вией Артмане. Вечером они сидели в теплой киношной компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый мужчина. Это был Урбанский. Чуть позже он первым подошел к Дзидре и сказал: "А я вас знаю". Та ответила: "И я вас тоже". Так состоялось их знакомство.
Буквально через три недели после их первой встречи Ритенберг легла в больницу - ей должны были сделать операцию на сердце. И Урбанский чуть ли не ежедневно навещал ее. А как только Дзидру выписали, он немедленно повел ее в загс. Почему он так спешил? Он боялся, что, если не сделает этого, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.
Первоначально молодожены жили в шестиметровой комнатке общежития Театра имени Станиславского. И лишь позже благодаря хлопотам М. Яншина им удалось получить отдельную шестнадцатиметровую квартиру возле метро "Сокол".

В повседневной жизни Урбанский был довольно общительным и взрывным человеком. Он прекрасно играл на гитаре, пел, о чем есть немало свидетельств людей, близко знавших его в то время. Ю. Никулин вспоминал: "Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог, как он..."
Совершенно другим человеком Урбанский был в семейной жизни. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника.

Работа в кино

В фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате" ему досталась роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов (актер В. Ивашов) случайно встречает на вокзале (эпизод снимался в Ярославле).
Чуть раньше съемок в фильме "Баллада о солдате" он начал работу над своей второй крупной ролью в кино. Это была картина Михаила Калатозова "Неотправленное письмо", в котором он должен был сыграть роль таежного проводника Сергея. Сюжет фильма был незамысловат: пожар в тайге отрезал четверых геологов от лодок с продовольствием и снаряжением, и им пришлось спасать друг друга от разбушевавшейся стихии. Однако настоящей удачей для Урбанского эта роль так и не стала.
Эта неудача заметно отразилась на творческой карьере Урбанского - в течение последующих полутора лет он отвергал все другие предложения сниматься в кино. И лишь в 1960 году согласился сняться у режиссера, которого искренне уважал, - у Г. Чухрая.

В отличие от "Баллады о солдате", где у Урбанского был короткий эпизод, в новом фильме Чухрая "Чистое небо" ему досталась главная роль - Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова. По своей драматургии эта работа была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его герою пришлось пережить самые разные жизненные коллизии: успех на службе, внезапную любовь, вражеский плен, изгнание из партии, неверие в людей и, наконец, медленное обретение веры в себя, в любимого человека.
Широкому зрителю фильм понравился. В том же году он собрал целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. По опросу журнала "Советский экран", он был признан лучшим фильмом года.

Театральные работы

Не менее интересно складывалась и театральная судьба Урбанского. За восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей. Он играл Мышлаевского в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Джона Проктора в "Сейлемских ведьмах" А. Миллера, чекиста Лациса в "Шестом июля" М. Шатрова, Пичема в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта. И все же, несмотря на то что к середине 60-х годов Урбанский был одним из ведущих актеров Театра имени Станиславского, ни одну из сыгранных им ролей в театре он не считал до конца удавшейся.

В театре одним из близких его друзей был тезка - Евгений Леонов .
В 1962 году в жизни Урбанского произошло два важных события. Во-первых, он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Во-вторых, его приняли в ряды КПСС. Это было вполне естественно, если учитывать те роли, что он сыграл в кино, - Василия Губанова и Алексея Астахова.

Последние работы в кино

В 1963 году он впервые выехал за границу - в Мексику.
В том же году он принял очередное предложение сняться в кино. Это был фильм режиссера Василия Ордынского "Большая руда", в котором актеру досталась главная роль - Пронякина. Однако когда актер увидел смонтированный материал, он расстроился. Урбанский вдруг понял, что роль ему не удалась, да и сам фильм его огорчил. В эти минуты он, видимо, вспомнил о том, что в том же году у него сорвалась роль, которая могла принести ему совсем другие чувства. Речь идет о фильме "Председатель". В результате на роль Егора Трубникова утвердили М. Ульянова.
К сожалению, малоудачная роль в фильме "Большая руда" оказалась последней крупной ролью в творческой судьбе талантливого актера Е. Урбанского. Вскоре нелепая случайность оборвала его жизнь. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Трагическая гибель

Режиссер А. Салтыков (тот самый, который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова) в очередном своем фильме - "Директор" - предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Съемки картины должны были проходить как в Москве, так и в пустыне Каракумы под Бухарой (там снимались кадры автопробега).
Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. Стоит отметить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер - спортсмен Юрий Каменцев. Вот что рассказывал спортсмен Ю. Марков, который в тот роковой момент находился в одной машине с Урбанским:
"На съемочную площадку, в сорока километрах от Бухары, мы выехали рано утром... Снимали проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложный кадр в этой сцене - прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль...
Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним - Женю..."

Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили о том, что актер захотел заработать лишние 70 рублей и согласился исполнить опасный трюк самостоятельно, другие - что он и вовсе был пьян. Но было ли это правдой?
Погиб он по-другому. Машина должна была подпрыгнуть на ходу. Урбанский снимался без дублера, потому что за трюковую съемку платят вдвойне. Сделали один дубль, оператор сказал: прыжок не очень смотрится, надо, чтобы машина подпрыгнула выше. Подложили кирпичей под песок. Машина никак не могла перевернуться. Потом проверяли: такой исход был вероятен в одном из тысячи случаев. Надо было, чтобы определенным образом совпали скорость движения, сила ветра, угол наклона горки, угол поворота, вес машины - и все это вдруг совпало. И машина перевернулась. Урбанский сидел рядом с водителем. Если бы он нагнул голову - остался бы жив. А он откинулся назад - и перебило позвонки, в больницу привезли мертвым..."

Судьба привела его туда, где он по сути дела начинал свою жизнь и где от него оторвали отца - в Узбекистан. Между тем на момент смерти Урбанскому было всего 33 года. Он так и не смог увидеть дочь, которая родилась через 3 месяца после его гибели (в честь отца ее назвали Евгенией). Вспыхнув яркой звездой, он так и остался в памяти современников молодым и красивым мужчиной, принявшим достойную его экранных героев смерть. В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е. Сташевской-Народицкой "Евгений Урбанский".
Дзидра Ритенбергс вернулась в Ригу - ее уже ничто не удерживало в Москве. Сама вырастила дочь, снималась в кино, как режиссер поставила интересные картины. Замуж не вышла. Воспитывала внуков. Ушла из жизни 9 марта 2003 года на 75-м году жизни.

Р. S. Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины "Директор". Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, группа распущена. Режиссера А. Салтыкова отлучили от режиссуры на полтора года. Только в 1967 году он вновь вернулся на съемочную площадку и снял фильм "Бабье царство". В 1969 году добился разрешения вновь ставить "Директора". В роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был неплохо принят публикой.



Фильмография


1965 Царь и генерал ... советский чекист
1964 Пядь земли ... главная роль
1964 Большая руда ... Пронякин, главная роль
1961 Чистое небо ... летчик Алексей Астахов, главная роль
1960 Мальчик и голубь (короткометражный)
1960 Испытательный срок ... Павел Ожерельев
1959 Неотправленное письмо ... Сергей, главная роль
1959 Баллада о солдате ... Вася-инвалид
1957 Коммунист ... Василий Губанов, главная роль



Работы в театре


Театр имени Станиславского

"Ученик дьявола" (Б. Шоу) ... Ричард
"Дни Турбиных" (М. Булгаков) ... Мышлаевский
"Сейлемские ведьмы" (А. Миллер) ... Джон Проктор
"Шестое июля" (М. Шатров) ... чекист Лацис
"Трехгрошовой опере" (Б. Брехт) ... Пичем



Награды и премии


1962 Заслуженный артист РСФСР
1959 ВКФ, премия "Первый приз за мужскую роль" («Коммунист»)



Ссылки


Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Григорий Клеймиц


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
ZimA, MMMNNNBBB
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK