Персоны кино:

Роман Кармен

Искать торренты: Роман Кармен








Краткая биография

Имя: Роман Лазаревич Корнман
Псевдоним: Роман Лазаревич Кармен
Дата рождения: 16 ноября, 1906 | скорпион
Место рождения: Одесса, Российская империя
Дата смерти: 28 апреля, 1978 | 71 год
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиcсер, сценарист, актер
Жанр:документальный,военный,история
Супруга: Нина Орлова (один ребенок), Мария Губельман (развод, один ребенок)



Биография

Роман Кармен известен прежде всего как талантливый художник-фоторепортер, кинооператор, публицист, чья камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории. «Я со своей камерой объездил весь мир, воевал в Испании, в Китае, на фронтах Второй мировой войны, во Вьетнаме...» — так писал он сам о себе. Роман Кармен — автор девяти книг, нескольких десятков очерков и статей, опубликованных в советской и зарубежной прессе. Среди множества званий и наград кинорепортера можно особенно отметить звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Но, помимо всего вышеперечисленного, имя Романа Кармена вписано и в историю фотографии.

Принято считать, что фотография не занимала основного места в творчестве Романа Кармена, однако это не совсем верно. Фотоработы Кармена оказали значительное влияние на развитие фотографии в Советском Союзе и по сей день считаются образцом репортажной съемки. Фотография оказалась «мостиком», стартовой площадкой на пути к кинопублицистике для юного Кармена.

Самый первый любительский фотоаппарат марки «Кодак» он получил в подарок от отца, журналиста Лазаря Кармена, погибшего в 1920 году. Но остался один из первых фотоснимков: сын сфотографировал отца. В начале 1920-х годов Роман переезжает из родной Одессы в Москву и поступает на рабфак. В Москве Роман продолжает заниматься фотографией, присоединяясь к организации под названием РОПФ (Российское объединение пролетарских фотографов), где обучается у фотокорреспондентов К. Кузнецова, А. Шайхета, В. Савельева, которые считали главной целью фотографии наглядную агитацию и пропаганду.

Однако у юного фотографа уже был собственный стиль и художественное видение кадра, благодаря чему его снимки не только работали в качестве средства агитации, но и несли в себе нечто большее: атмосферу, мысль, идею... При этом Кармен говорил, что «документальная съемка не может не быть пропагандистским искусством, не может быть вне тенденции».

Уже в 1923 году первая фотография Романа Кармена (ему было всего 17 лет!) появляется в журнале «Огонек». После этой публикации работы Кармена печатают также газета «Рабочая Москва», журналы «Прожектор», «36 дней» и «Всемирные иллюстрации». Это и городские хроники, и художественные эксперименты, и зарисовки, и даже постановочные кадры.

Говорят, что Роман Кармен по-настоящему «заболел» репортажем; в поисках интересного кадра он был готов забраться на строительный кран или крышу высотного дома. Его снимки высоко оценили Владимир Маяковский и Михаил Кольцов. Кармен снимает похороны Ленина, приезд в Москву писателя Максима Горького, фотографирует Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Фотокамерой Романа Кармена были сделаны четыре посмертные фотографии Сергея Есенина, снятые в Доме печати на следующий день после смерти поэта.

В тот же период Роман Кармен начинает писать очерки и заметки, сопровождая их фотоиллюстрациями. Среди архивных бумаг Кармена хранится диплом, присужденный ему на выставке в честь десятилетия советской власти в 1927 году: «За динамичное построение фотокадра, отличную композицию и высокую технику работ». Молодой журналист считал фоторепортаж вершиной фотографического искусства. Он уделял много внимания освещению, ракурсам и всевозможным техническим моментам, но более всего ему были интересны люди в кадре, их действия, «их воля к переустройству мира», как говорил он сам. «Для меня очень важны ярко схваченные моменты жизни», — писал Кармен.

Он стал настоящим мастером портрета, способного передать настроение и эмоции. И это несмотря на то, что многие известные кадры Романа Кармена хотя и считались репортажными, на самом деле были постановочными. Кармен умело сочетал документальное и художественное, добиваясь максимального воздействия на зрителя, передавая в одном маленьком кадре целую историю.

Романа Кармена считают одним из родоначальников жанра советского репортажа, особого вида фотоискусства, характерного именно для советских корреспондентов и репортеров. Причем Кармен по праву считается лучшим в этом жанре. «Фоторепортаж был огромным куском моей творческой биографии, это безусловно, — писал Роман Кармен в воспоминаниях. — Я увлекался всесторонне фотографией. Я был очень увлечен изобразительной стороной этого дела. Очень много работал над композицией кадра. Увлекался светотеневыми композициями. Стремился к предельному лаконизму».

Желание (и способность) передать «историю в кадре» привело к тому, что талантливому фотографу стало тесно в рамках единственного кадра. Кармену хотелось снимать живое движение, живые человеческие эмоции, не ограничиваясь статикой. Он искренне завидовал своим коллегам-кинооператорам, с которыми ему приходилось сталкиваться на репортажных съемках. И решение было принято: Роман Кармен поступил на операторский факультет Государственного института кинематографии. «И это было правильное решение, — писал Кармен, — потому что великолепные мастера фотографии и педагоги, работавшие тогда в институте, особенно в области изобразительного искусства, мне много дали...»

С 1932 года имя Романа Кармена стало ассоциироваться с документальным кинематографом. Десятки кинолент, вошедших в историю, мировая известность (достаточно вспомнить фильмы о войне в Испании 1936-1939 годов, двадцатисерийную эпопею «Великая Отечественная» и многие другие). Понятие «кинопортрет» впервые ввел именно Кармен. Но это уже совсем другая часть жизни мастера репортажа. «Уход» в кино, конечно, не означал, что Роман Кармен навсегда расстался с фотокамерой: известны его снимки, датированные и 30-ми, и 40-ми, и 50-ми годами ХХ века (например, обошедший все газеты мира снимок взятого в плен немецкого фельдмаршала Паулюса). Но до сих пор существует мнение, что документальная фотография много потеряла с переходом Кармена в кино. Тем не менее имя Романа Кармена неотделимо от истории жанра документального фоторепортажа. Очень точно сказал Владимир Коновалов, кинорежиссер, ученик Романа Кармена: «Он научил видеть драму в жизни, заострить ее и передать так, чтобы она произвела впечатление на людей». Причем это одинаково справедливо как в отношении киноработ мастера, так и в отношении фотографий.



Режиссер



Сценарист

1967 Гренада. Гренада, Гренада моя
1965 Великая отечественная
1954 Повесть о нефтянниках Каспия



Фильмография

1937 Международный конгресс писателей в защиту культуры (El congreso Internacional de los escritores en defensa de la Cultura)



Награды и премии

1976 Герой Социалистического Труда
1976 Орден Ленина
1975 Государственная премия СССР («Пылающий континент»)
1970 Национальная премия ГДР («Товарищ Берлин»)
1960 Ленинская премия («Повесть о нефтяниках Каспия», «Покорители моря»)
1957 Орден Трудового Красного Знамени
1952 Сталинская премия третьей степени («Советский Туркменистан»)
1947 Сталинская премия второй степени («Суд народов»)
1942 Сталинская премия первой степени («День нового мира»)
1940 Орден Трудового Красного Знамени



Ссылки

Расширенный поиск:
Загрузка...

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Поделитесь в социальных сетях


Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
Нет данных для показа
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правобладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наша группа в VK