Персоны кино:

Морис Бежар / Maurice Béjart

Искать торренты: Морис Бежар / Maurice Béjart








1

Краткая биография


Имя: Maurice Béjart
Дата рождения: 1 января, 1927 | козерог
Место рождения: Марсель, Франция
Дата смерти: 22 ноября, 2007 | 80 лет
Место смерти: Лозанна, Швейцария
Карьера: Режиссер, сценарист, актер, хореограф
Жанр:балет,мюзикл,музыкальный



Биография


Морис Бежар (фр. Maurice Béjart; настоящее имя — Морис-Жан Берже, фр. Maurice-Jean Berger; 1927 - 2007) - французский танцовщик и театральный режиссер, один из самых выдающихся балетмейстеров и хореографов 20 века. Этот человек во многом перевернул традиционные представления о балете, а его труппа успешно гастролировала по всему миру несколько десятилетий. О Морисе Бежаре говорят не только как о создателе оригинального хореографического стиля, но как о мастере, перевернувшего представления о классическом балете вообще, экспериментаторе, совместившем в ряде балетных постановок разные виды искусств - драму, оперу, симфонию, хор.

Ранние годы

Морис Бежар родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже (Бежар - сценический псевдоним Мориса). Отец был родом из турецкого Курдистана, мать - каталанка; среди его дальних предков были выходцы из Сенегала. По признанию самого Бежара, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Отец Мориса был философом, крупным администратором, министром образования (1953—1960), членом Академии моральных и политических наук (1955).

В детстве Морис был болезненным, слабым ребенком и врач посоветовал ему занятия спортом, но, услышав от родителей о страстном увлечении мальчика театром, рекомендовал классический танец. В 1941 году Бежар начал обучаться хореографии, а в 1944 году уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы.
Однако в классическом балете Бежар не прижился, и в 1945 году он переезжает в Париж, где в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей: Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан и у госпожи Волковой в Лондоне, в результате чего освоил множество разных хореографических школ.

Балет

В начале своей карьеры Бежар сменил множество трупп: он работал у Ролана Пети и Жанин Шарра в 1948 году, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.
В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.

В 1953 году Бежар совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль» («Звёздный балет»), которая просуществовала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари» (Театр балета Парижа). В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Труппа Бежара поставила такие балеты, как «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Шопена, «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти, «Красавица в боа» на музыку Д. Россини, «Путешествие к сердцу ребенка» и «Таинство» Анри, «Танит, или сумерки богов», «Прометей» Ована.

В 1959 году Бежар ставит на сцене брюссельского театра Монер балет «Весна священная» (музыка И. Стравинского) для Королевского балета Бельгии, потрясший не только любителей классического танца, но и весь мир.

Всемирная слава хореографа

В 1960 году Бежар основывает труппу «Балет ХХ века», с которой становится всемирно известным хореографом, признанным мэтром современного танца. Труппа базируется в швейцарской Лозанне и в 1987 году переименовывается в «Лозаннский балет Бежара».
Выступавший в новом для себя качестве художника-постановщика, Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. В таком стиле он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция», синтетический спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков, который он поставил в Брюсселе совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шара, а также «Мучения Святого Себастьяна», поставленный в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

В 1970 году Бежар основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра».
Последние 20 лет Морис Бежар руководил Лозаннским балетом.
Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти» (на индийскую музыку), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского), «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и Чайковского), «Наш Фауст» (на музыку И.С.Баха и аргентинских танго), «Брель и Барбара», посвященный двум великим французским шансонье.

Среди последних работ труппы «Bejart Ballet Lausanne» - спектакль «ЗАРАТУСТРА», премьера которого состоялась 21 декабря 2005 г. в Лозанне. Морис Бежар вновь обратился к творчеству Фридриха Ницше, одного из своих любимых авторов.

15 июля 2007 года в миланском театре «Ла Скала» прошла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью» («Grazie Gianni con amore»), приуроченого к десятилетию со дня убийства итальянского модельера Джани Версаче, с которым Бежара связывало 15 лет дружбы. После трагической смерти Версаче появилась программа «Болеро для Джанни».

Бежара часто приглашали в разные театры для постановки отдельных спектаклей. Долгие годы сотрудничества связывали его с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них «Видение розы» и «Аве, Майя». На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым, который впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского «Петрушка», а вместе с Е. Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Новаторство в балете

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра.

Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали «Мучения Святого Себастьяна», поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция» . В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков.

Для развития своих замыслов Бежару были нужны единомышленники. И в 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный XX веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в названии студии - «Мудра», представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его интерес к классическому танцу Востока.

Его балетные школы:
«Мудра» в Брюсселе (Бельгия) - 1970-1988;
«Мудра» в Дакаре (Африка) - 1977-1985;
«Рудра» в Лозанне (Швейцария) - с 1992 по наст. время. Считается одной из самых знаменитых профессиональных балетных школ мира.

В 2007 году получил второе гражданство - швейцарское.

Кончина

В последние годы ему изменяли ноги — главное оружие балетмейстера. Он репетировал и показывал руками, приезжая на работу в инвалидной коляске. Но обязательно выходил на поклон, опираясь на верных соратников-артистов. Преемника себе Морис Бежар выбрал еще несколько лет назад: им стал Жиль Роман — последний танцовщик почившего «Балета ХХ века» и первый танцовщик «Bejart ballet Lausanne».

Однажды Морис Бежар признался: «Моя жизнь после «Жизни» (балет 1985 года) вообще меня больше не волнует». В своих балетах он изображал смерть любовницей, матерью, прекрасной дамой. Для Бежара-философа любая гибель — начало обновления; для Бежара-человека — покой, достойный уход от житейской суеты.

Морис Бежар скончался 22 ноября 2007 года в одной из больниц в Швейцарии, куда он был доставлен 16 ноября; ему предстояло пройти курс лечения из-за проблем с сердцем и почками. Это была вторая госпитализация за последний месяц. Умер Бежар в присутствии в частности бельгийского поэта Франсуа Вейерганса. По завещанию, он был кремирован, а прах его развеян над пляжами Остенде (Бельгия).



Знаете ли Вы, что


— Спектакли Мориса Бежара признаны самыми посещаемыми балетными представлениями в мире. Так, знаменитый спектакль «Танец революции», прошедший на полных аншлагах 41 раз в Гранд Пале в Париже, посмотрели 150 000 тысяч зрителей; гастрольное турне по Японии в 2002 году было продлено до 45 дней, а триумфальные представления «The Best of Bejart» во Дворце Спорта в Париже в 2005 посетили около миллиона зрителей.

— Ряд своих постановок хореограф посвятил друзьям и близким, ушедшим из жизни - Матери Терезе, Джанни Версаче, Фредди Меркьюри, Федерико Феллини и др.

— Спектакли «Bejart Ballet Lausanne» «оформляли» Сальвадор Дали и Джанни Версаче (сотрудничавший с Бежаром почти 15 лет и создавший костюмы к 14 постановкам труппы), Жан-Поль Готье и Иссеи Мияке. В постановках принимали участие такие выдающиеся танцовщики как Р.Нуриев, М.Барышников, М.Плисецкая, Х.Донн, Е.Максимова, В.Васильев и др. Полноправными участниками спектаклей становились Элтон Джон и The Queen.

-- Сохранилось множество документальных фильмов, в которых Морис Бежар выступил в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра, среди которых «Les uns et les autres» (Одни и другие), «Symphonie pour un homme seul» (Симфония для одинокого мужчины), документальный фильм 2002 года «B comme Béjart » (Б как Бежар) и другие.

-- Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения, его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в гала-концертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Морис говорил: «Это ничего общего не имеет с моей хореографией». Так, замечательное исполнение одной из лучших балерин современности Дианы Вишнёвой pas de deux из балета «Бахти» (Bhakti), а также выступление мировой звезды Фаруха Рузиматова в Адажиэтто было встречено овациями публики, но стоило импрессарио Сасаки-сан 10000 $ штрафа. В тоже время постановки Бежара разрешены Сильви Гиллем и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа. Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Ук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.

-- Он ставил быстро, запираясь с танцовщиками в репетиционном зале на 6-8 часов. Морис Бежар любил своих артистов, как собственных детей, но без колебаний расставался с ними, как только они переставали его интересовать. Он обожал молодежь: основывал балетные школы, называя их индийскими именами — «Мудра», «Рудра» — и заполняя программы экзотическими предметами. Сам-то хореограф давно принял ислам, что не означало отказа от вдумчивого погружения в буддизм и синтоизм.



Режиссер


2005 Béjart!... Vous avez dit Béjart?... (ТВ)
1997 Дом священника () Ballet for Life
1981 Six personnages en quête d'un chanteur (ТВ)
1977 Je suis né à Venise (ТВ)
1970 Bhakti



Сценарист


2000 Щелкунчик Мориса Бежара / Maurice Bejart's Nutcracker (ТВ) ... рассказ
1977 Je t'aime, tu danses
1970 Bhakti
1964 La reine verte (ТВ) ... адаптация



Фильмография


2001 Tout près des étoiles: Les danseurs de l'Opéra de Paris ... хореограф
1979 New old
1977 Je t'aime, tu danses
1952 Eldfågeln ... Dancer



Работы в театре


Главные балетные постановки

2007 «Вокруг света за 80 минут» / «Le Tour du monde en 80 minutes»
2007 «Cпасибо, Джанни, с любовью» / «Grazie Gianni con amore», памяти Джанни Версаче
2006 «Заратустра» / «Zarathoustra»
2005 «Любовь и танец» / «L’Amour — La Danse»
2003 «Чао, Федерико» / «Ciao Federico» , в честь Феллини
2002 «Мать Тереза и дети мира» / «Mère Teresa et les enfants du monde»
2001 «Танго» / «Tangos» (Генуя)
2001 «Манос» / «Manos» (Лозанна)
2000 «Дитя-король» / «Enfant-roi» (Версаль)
1999 «Шёлковый путь» / «La Route de la soie» (Лозанна)
1997 «Дом священника/Балет для жизни» / «Le Presbytère.../Ballet for Life» (Париж)
1995 «À propos de Shéhérazade» (Берлин)
1993 «Эпизоды» / «Les Episodes» c Сильви Гиллем
1993 «Чудесный мандарин» / «Le Mandarin Mervelleau» на музыку Бартока
1993 «Si Si» c Сильви Гиллем / «L’Impératrice Autriche», Лозанна)
1993 «Mr. С.» о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (Венеция, «Ла Фениче«)
1992 «Ночь превращения» / «La Nuit Transfiguret» (Лозанна)
1991 «Смерть в Вене» / «Tod in Wien» (Вена)
1990 «Пирамида» / «Pyramide» (Каир)
1989 «1789 год... и мы» / «1789... et nous» (Париж)
1988 «Пиаф» / «Piaf» (Токио)
1987 «Воспоминания о Ленинграде» / «Souvenir de Léningrad» (Лозанна)
1983 «Месса будущего» / «Messe pour le temps futur» (Брюссель)
1982 «Вена, Вена, город моей мечты» / «Wien, Wien, nur du allein» (Брюссель)
1980 «Эрос-Танатос» / «Eros Thanatos» (Афины)
1977 «Петрушка» / «Petrouchka» (Брюссель)
1976 «Мнимый Мольер» / «Le Molière imaginaire» (Париж, Комеди Франсэз)
1976 «Изадора» / «Isadora» (Монако, Опера Монте-Карло)
1976 «Гелиогабал» / «Heliogabale» (Иран)
1975 «Складка на складку» / «Pli selon pli» (Брюссель)
1975 «Наш Фауст» / «Notre Faust» (Брюссель)
1973 «Голестан» / «Golestan»)
1972 «Нижинский, клоун божий» / «Nijinski, clown de Dieu» (Брюссель)
1971 «Песни странствующего подмастерья» / «Songs of a Wayfarer»
1969 «Номос-Альфа» / «Nomos Alpha»)
1968 «Бхакти» / «Bhakti» (Авиньон)
1967 «Месса для нынешних дней» / «Messe pour le temps présent« (Авиньон)
1966 «Ромео и Джульетта« / «Roméo et Juliette» (Брюссель)
1964 «Симфония № 9« / «IX Symphonie» (Брюссель)
1961 «Четыре сына Эмона» / «Les Quatre Fils Aymon« (Брюссель)
1961 «Болеро« / «Boléro« (Брюссель)
1960 «Такой сладкий гром» / «Such Sweet Thunder»
1959 «Весна священная« / «Le Sacre du printemps« (Брюссель)
1958 Орфей / «Orphée» (Льеж)
1957 «Соната трёх» / «Sonate à trois» (Эссен)
1956 «Высокое напряжение» / «High Voltage»
1955 «Симфония для одного человека» / «Symphonie pour un homme seul« (Париж)



Награды и премии


Член Французской академии художеств
Почётный гражданин Лозанны

1994 Премия «le Prix Allemand de la Danse»
1993 Императорская премия
1986 Посвящён в Рыцари Императором Японии
1974 Премия Эразмус



Ссылки


Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Роберт Янг


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
Нет данных для показа
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правообладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наши группы в VK, OK