Загрузка...
Персоны кино:

Вия Артмане

Искать торренты: Вия Артмане


















Краткая биография

Имя: Вия Фрицевна Артмане
Дата рождения: 21 августа, 1929 | лев
Место рождения: Tukums, Latvia
Дата смерти: 11 октября, 2008 | 79 лет
Место смерти: Рига, Латвия
Карьера: Актриса
Жанр:драма,мелодрама,военный
Супруг: Артур Димитерс (развод, двое детей)



Биография

Детство

Настоящее имя актрисы - Алида. Ее детство выдалось трудным. Она родилась 21 августа 1929 года в Латвии, в деревне под Тукумсом (Латвия). Мать - полька, отец - из прибалтийских немцев.
Отец умер за четыре месяца до ее рождения. Однажды беременная мать пошла за водой к колодцу. Набрав воду, она отошла в сторону, и в это время навес над колодцем сорвался вниз. Анна позвала из дома мужа. Тот попытался в одиночку поднять навес и надорвался. Через несколько дней он скончался. Ему было 19 лет.
Через несколько лет после его смерти, Анна вновь вышла замуж. Однако новый супруг оказался грубым и пьющим. Прожив с ним несколько месяцев, мать Алиды не выдержала и с грудным ребенком ушла куда глаза глядят. Какое-то время они скитались по разным углам. Анна батрачила у зажиточных крестьян, а Алида целыми днями была предоставлена самой себе. Игрушек у нее не было, и она мастерила себе куклы из цветов. Ее лучшей подругой была корова. В 10 лет мама отдала Алиду в пастушки. Пять лет она работала пастухом.

Исполнение мечты

Маленькая латышская школьница Алида хотела стать юристом: "Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых". Но еще больше ее увлекал мир театра и кино - там были волшебство, красота, торжествовала справедливость. Несмотря на то, что мать была против, Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное - Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. "Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене", - вспоминает
Вия Артмане. В 1949 году она стала актрисой Театра имени Я. Райниса.

Театр

В 1949 году, Вия окончила студию и была принята в труппу Художественного академического театра им. Я. Райниса (с 1989 театр Дайлес). Самые красивые роли она сыграла во времена Смильгиса и под его руководством. В самом начале актерского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира, 1953), Елизавету ("Елизавета Английская" Ф. Брукнера, 1980) и др., создала образы лирических героинь, исполненных внутренней чистоты и силы в пьесах латышских драматургов. Но Вия очень хотела играть роли современных женщин с настоящими драматическими переживаниями, с разочарованиями и взлетами. Ей повезло в кино...

Кино

Артмане дебютировала в 1956 году в фильме "После шторма". Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм "Родная кровь", в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня - паромщица, мать нескольких детей, - была женственной, искренней, жизненно достоверной. Лаконично и сдержанно Вия Артмане сумела выразить сложный сплав чувств, тончайшие оттенки настроений этой простой женщины. Потом была роль в этапном фильме для литовского кинематографа - "Никто не хотел умирать" (1966 год). В 1966 году еще одна удача - любовная драма "Эдгар и Кристина". Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем "Мать-Латвия".

Одна из самых ярких ролей - Джулия в любовном телеромане "Театр" (1978). Вия Аотмане: "Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной".

Семейная жизнь

К сожалению, в отличие от театральной, семейная жизнь Артмане не была счастливой.
Рассказывает Вия Францевна: "Мой муж - мы играли с ним в одном театре - был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да... Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит".

Судьба после распада СССР

По ее собственным словам, Артмане болезненно пережила разрыв Латвии и России. "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне, несколько лет назад я даже приняла православие".После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме "Человек свиты" (1987) по повести Владимира Маканина, прекрасном фильме молодого - тогда - режиссера Андриса Розенберга. Роль могущественной секретарши, сыгранная Вией Артмане, точно соответствует описаниям в первоисточнике, с которого пошла слава Маканина.Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля. За мать вступился сын, написав статью в газету "Сколько стоит Вия Артмане?", поднял огромный шум, призвал опомниться.В 1993 г в результате неонационализации у Артмане отобрали ее дом, в котором она прожила более сорока лет, передав его потомку бывшего владельца. Лишь к семидесятилетию, ей наконец предоставили квартиру в центре города. Разумеется, все это не могло не
отразиться на здоровье. За последние три года она перенесла два инсульта и один инфаркт.
Тем не менее, Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. Со слов Артмане, она всегда гордилась, что она латышка.

Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его, перейдя работать в Рижский молодёжный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, наконец, сыграла в спектакле "Пиковая дама". По ее словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех.

АРТМАНЕ: "Я ушла из Художественного театра, оставшись с людьми в очень хороших отношениях. Просто поняла, что мне там нечего ждать. Труппа большая, все нуждаются в ролях, спектаклей ставят много, но ни одного - чтобы использовать меня! А я все-таки еще кое-что могу. Я решила, что пора что-то поменять. Рада, что не ошиблась: Херманис действительно талантливый режиссер. Он нашел очень интересное ешение "Пиковой дамы", которое может кому-то показаться неожиданным."

Восстановление справедливости

В конце 90-х годов власти Латвии "вспомнили" об актрисе. 25 августа 1999 г за вклад в искусство театра и кино министр культуры Латвии Карина Петерсоне (Karina Petersone) вручила Артмане похвальную грамоту и премию в размере 500 латов. "Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим", - сказала министр

Сын Артмане пишет песни, его авторству принадлежит либретто к рок-опере "Парижская Богоматерь". Дочь Кристиана - художник.
Последняя работа в кино - роль императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко "Золотой век".



Фильмография

2002 Золотой век
2000 Каменская.Игра на чужом поле (ТВ) ... Вальтер
1996 Анна / Anna
1991 Любовь
1990 Только для сумасшедших ... Сиина
1990 Катафалк
1988 Спасенному - рай
1987 Моонзунд ... фрау Мильх
1986 Тайна снежной королевы
1987 Человек свиты
1985 Проделки сорванца (ТВ) ... Nabagmajas komendante
1985 Последняя индульгенция
1983 Чужие страсти ... Анна
1981 Следствием установлено...
1980 Жаворонки (ТВ) ... Гундега
1980 Государственная граница: Мы наш, мы новый... (ТВ) ... Зинаида Кирилловна
1979 Твой сын
1978 Театр ... Джулия Ламберт
1978 Емельян Пугачев ... Екатерина Великая
1977 Обмен
1976 Мастер ... Айна Петровна
1975 Стрелы Робин Гуда ... Кэт
1975 Подарок одинокой женщины
1972 Танец мотылька
1972 Ель во ржи
1971 Я, следователь... ... Ванда
1970 Время землемеров
1970 Баллада о Беринге и его друзьях
1969 Гладиатор
1969 Тройная проверка
1968 Подвиг Фархада ... Вера
1967 Туманность Андромеды. Часть 1 - "Пленники железной звезды"
1967 Сильные духом
1966 Эдгар и Кристина ... Кристина
1966 Никто не хотел умирать ... Она
1965 Ракеты не должны взлететь
1964 Родная кровь ... Соня, мама
1963 День без вечера
1962 Вступление
1962 Верба серая цветет
1960 На пороге бури ... Мара Вильде
1958 Чужая в поселке
1957 За лебединой стаей облаков
1956 После шторма



Работы в театре

Латвийский художественный академический театр им. Я. Райниса

1950 «Стакан воды» (Э. Скриб) ... Абигайль
1951 «Пигмалион» ( Бернард Шоу) ... Элиза
1953 «Ромео и Джульетта» (Шекспир) ... Джульетта
1955 «Вей, ветерок!» (Яниа Райнис) ... Байба
1958 «Сага об Йёсте Берлинге» (Сельма Лагерлёф) ... Дона
1959 «Гамлет, принц датский» (Уильям Шекспир) а ... Офелия
1960 «Война и мир» (по роману-эпопее Л. Н. Толстого ... Элен
1962 «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Бертольт Брехт) ... Ева
1963 «Дон Жуан» (Леся Украинка) ... Донна Анна
1965 «Огонь и ночь» (Янис Райнис) ... Лаймдота
1966 «Снимается кино» ( Эдвард Радзинский) ... Ирина Кирьянова
1967 «Мотоцикл» (по произведениям Иманта Зиедониса; реж. Петерис Петерсон)... Билетёрша
1969 «Идиот» ( по Ф. М. Достоевскому) ... Настасья Филипповна
1970 «Индраны» ( Рудольф Блауманис) ... Иева
1973 «Ночь игуаны» (Теннесси Уильямс) ... Мэксин Фолк
1974 «Варвары» (М. Горький) ... Надежда Монахова
1975 «Святая Сюзанна или Школа мастеров» (Энн Ветемаа) ... Анна-Майя
1975 «Оле Бинкоп» (Эрвин Штритматтер) ... Фрида Симсон
1976 «Чайка» (А. П. Чехов) ... Аркадина
1980 «Елизавета, королева английская» (Фердинанд Брукнер) ... Королева Елизавета
1983 «Блудный сын» (Рудольф Блауманис) ... Роплайнете
1986 «Наши дети» (Пауль Путниньш) ... Янина Галея
1989 «Грехи Трины» (Рудольф Блауманис) ... Трина
1994 «Ромео и Джульетта» (Шекспир) ... Няня
1996 «Опасные связи» ( Кристофер Хэмптон; по одноимённому роману Шодерло де Лакло) ... Госпожа де Розмонд
1996 «Тереза Ракен» (Эмиль Золя) ... Госпожа Ракен

Латвийский Национальный театр
В качестве приглашённой актрисы:

1994 «Большой улов» (Анна Бригадере) ... Амалия

Hовый Рижский театр

1998 «Пиковая дама» ( по А. С. Пушкину) ... графиня Анна Федотовна



Награды и премии

2004 Орден Дружбы (Россия)
2003 Высшая награда театрального сообщества Латвии за пожизненный вклад в искусство
1996 Приз имени Берты Румниеце
1987 Приз имени Лилиты Берзини
1980 Лауреат Государственной премии Латвии
1979 Орден Ленина
1978 Герой Социалистического Труда
1969 Народная артистка СССР
1968 "Премии за актерскую работу"
1964 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы актерам"
Орден Трёх звёзд (Латвия)



Ссылки

Расширенный поиск:

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Поделитесь в социальных сетях


Случайная персона

Марика Доминчик


Персоны кино

Быстрый Поиск





Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
marakech
Попади и ты в этот блок, поставь оценку 5 и получи 300 MB к отдаче:
Войти на сайт сейчас.

Правобладателям
По всем вопросам сотрудничества, удаления авторских файлов "пачкой", просьба отписаться по адреcу:
abuse@muz-tracker.net

Наша группа в VK